We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociology

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2 module

Instructor


Chashchukhin, Aleksandr

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Социология" нацелена на приобретение знаний об основных особенностях развития социологии как науки, о задачах социологии в обществе. В рамках курса изучаются ключевые понятия социологии, социальные институты, основные объяснения социализации и ее ключевых агентов, причины и формы социального неравенства и социальных изменений, некоторые классические и современные социологические теории и школы, некоторые закономерности социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей. В ходе освоения дисциплины студенты учатся видеть институты и процессы с разных точек зрения, формулировать критическую позицию по проблеме, сопоставляя и сравнивая некоторые теоретические перспективы, представлять результаты аналитической работы в устой и письменной формах, в том числе с использованием визуальных средств презентации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В области обучения: получение выпускником высшего профессионально-профилированного образования (на уровне бакалавра истории), основанного на умениях и компетенциях, связанных с поиском и использованием информации; фундаментальной подготовки в области гуманитарных наук, освоение основ социально-экономических знаний, обеспечивающих приобщение к культурным ценностям современного общества, позволяющих успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать общими и специальными компетенциями, способствующими социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
  • В области воспитания личности: приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию необходимых экономисту социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разбирается в специфике социогуманитарного знания
  • Различает современные концепции социологии.
  • Имеет представления о методах исследования и владеет первичными исследовательскими навыками.
  • Понимает категориальный аппарат. Демонстрирует навыки научной рефлексии и анализа.
  • Имеет навыки работы с научными текстами. Освоил социологическое понятие «социальный институт».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социология: предмет, метод и функции
    Причины и условия интереса к изучению общества и истории; историчность социологии, социальные изменения 19 века, свобода выражать мысли. Типы знаний об обществе историческая реконструкция, историческая память. Социология и идеология. Нормальная наука, научная теория, методы. Особенности социальных и гуманитарных наук (отличия от естественных в понятийном аппарате, методах, итогах, выводах). Общественная роль социологии. Структура социологического знания (теория, методы и исследования, позитивизм, антипозитивизм, теоретическая и прикладная)
  • Современное состояние социологической теории
    Новые социологические идеи начала ХХ века (М. Вебер и понимающая социология, Чикагская школа, символический интеракционизм, этнометодология). Актуальные социологические теории: структуралистская, конфликтологическая, функциональная, интерпретативная, интегративная. Э.Гидденс, П.Бурдье, Н.Элиас.
  • Качественные и количественные методы социологического исследования
    Проблемы научного изучения общества (влияние исследователя, изучение Другого, выборка – проблемы конструирования, смещение, репрезентативность, случайная, квотная, перевод теоретических понятий на эмпирический язык). Количественные методы социологических исследований (массовый опрос: опрос общественного мнения, проблемное исследование, контент-анализ). Качественные методы социологических исследований (анализ личных документов – Ф. Знанецкий и У. Томас, фокусированное интервью, включенное наблюдение, визуальная социология).
  • Общество и культура как объекты исследования
    Общество как система. Различные подходы к пониманию общества. Исторические типы обществ. Культура как социальная технология. Строение культуры (ценности, нормы: традиции, канон; санкции, символы, артефакты, стили). Функции культуры в обществе (сохранение и воспроизводство образца, осмысление, преемственность, интеграция). Специфика современной культуры. Субкультуры и контркультуры (стиль, социокультурная группа, субкультура среднего класса). Массовая культура (народная культура, локальная культура, стандартизация и элитарность в культуре). Мода как социальное явление (Г. Зиммель и Г. Блумер).
  • Повседневность как объект социологического анализа
    Повседневность в социологическом знании. Понимающая социология М.Вебера. Социальная феноменология (А.Щюц, П.Бергер и Т.Лукман). Драматургический подход И.Гофмана. Повседневность и исторические исследования. Советская и постсоветская повседневность. Публичность и приватность.
  • Социальные институты
    Определение социального института, его функции и структура (вид социальной организации; явные и латентные функции; нормативная система, роли, иерархия, границы, инструменты). Традиционная и новая теории институтов: институт как объективная и субъективная реальности (неизменные или рамки взаимодействия, создаваемые людьми).
  • Образование как социальный институт современного общества
    Становление образования, его институциональные функции (постоянный состав участников, выравнивание по возрасту, стандартизация школьных программ, определенные требования к обучающим; образование выполняет функцию фильтра, достижения статуса, рост критичности). Школа и политика. Контроль учебного плана государством. И. Иллич «Deschooling society». Школа и экономика. Р. Колинз.
  • Социальные общности, социальные группы и организации
    Понятия группы (статистическая, социологическая, социальная: лояльность и групповая идентичность, типы групп: первичные, вторичные, малые, большие, формальные, неформальные). Организация (регулярность, контроль, иерархия, цель, бюрократия). Городское сообщество (урбанизация – рурализация, анонимность, функциональность контактов, презентация, разделение публичной и частной жизни, мобильность).
  • Социология экономической и политической жизни
    Производственные институты. Труд и занятость, безработица, профессии, отчуждение. Финансовые институты. Экономика дара - потлач, неизмеряемая экономика. Реципрокность. Деньги как социальное явление. Неформальная экономика. Предпринимательство (М. Вебер: протестантизм и дух капитализма, аскетизм; В. Зомбарт: жажда наживы, «военный поход»). Власть: личная и институциональная (М. Вебер: осуществление воли, Т. Парсонс: контроль за другими, власть авторитета, власть физической силы, легитимность: легальность, традиция, харизма). Государство как социальный институт (централизация, контроль над территорией, национальное государство – суверенитет, гражданский статус: гражданские права, политические и социальные права). Демократические институты (гражданство, выборы, участие/абсентеизм, политические партии, пресса). Идеология.
  • Социальная стратификация и мобильность
    Социальная структура и социальное неравенство (дифференциация, социальный статус, подходы к измерению: объективные показатели, репутационный, самооценок; социальная мобильность). Классы как элемент социальной структуры: теория Дарендорфа (доход, образование, власть, три класса, средний класс). Класс и гендер.
  • Социальная и культурная динамика
    Теория социального прогресса (социальные изменения, социальные процессы; линейные и циклические; социальный прогресс – регресс, теория модернизации, социальная утопия). Концепция социальной травмы П. Штомпки (условия травмы, жизнь в травме, дезориентация, социальная ностальгия). Социальный конфликт: теории, формы. Коллективные действия и общественные движения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Историческая социология : учеб. пособие / В.В. Афанасьев. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 181 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/772507
  • Кремлев Н. Т. - ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 139с. - ISBN: 978-5-534-05549-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-sociologiya-v-3-ch-chast-1-pervobytnoe-obschestvo-441539
  • Кремлев Н. Т. - ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 392с. - ISBN: 978-5-534-05551-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-sociologiya-v-3-ch-chast-2-agrarnoe-obschestvo-441567
  • Кремлев Н. Т. - ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 3 Ч. ЧАСТЬ 3. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 127с. - ISBN: 978-5-534-05552-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-sociologiya-v-3-ch-chast-3-industrialnoe-i-postindustrialnoe-obschestvo-441568
  • Тощенко, Ж.Т. Социология: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров «Социология» (040100) / Ж.Т. Тощенко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 607 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-02260-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028936

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 'Всего еси исполнена земля русская...': Личности и ментальность русского средневековья: Очерки / А.А. Горский. - М.: Языки слав. культур, 2001. - 176 с. - (Studia historoca. Малая серия). (e-book) ISBN 5-94457-006-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/331979
  • Kopylov, V. (2017). Интеллигенция в системе гегемонии Антонио Грамши. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F10250F3
  • Бенсаид, Д. Спектакль как высшая стадия товарного фетишизма. Маркс, Маркузе, Дебор, Лефевр, Бодрийяр и т. д. [Электронный ресурс] / Д. Бенсаид, С. Денисов. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 130 с. - ISBN 978-5-94193-813-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018061
  • Валлерстайн, И. (2006). «В Терминах Традиционной Социальной Науки Я — Еретик» (Интервью). Вопросы Образования, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688054
  • Гараджа, В.И. Социология религии : учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / В.И.Гараджа. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2015. — 304 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-003765-3. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/486511
  • Гончаренко Илья Георгиевич. (2006). Автор, Сказ И Диалог В Трактовке В. В. Виноградова И М. М. Бахтина. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.91C9462C
  • Дюркгейм, Э., & Юдин, Г. (2013). The dualism of human nature and its social conditions ; Дуализм человеческой природы и его социальные условия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C7CD953A
  • Егорова И.В. Философская антропология Эриха Фромма. — М., 2002. — 164 с. ISBN 5–201–02093–3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345824
  • Здравомыслова, Е., & Тёмкина, А. (2003). Государственное Конструирование Гендера В Советском Обществе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3FB9001
  • Карпова, А., & Мещерякова, Н. (2015). Интеллигенция И Власть (Современное Прочтение А. Грамши). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.21ABC183
  • Кильдюшов, О. (2014). Мишель Фуко Как Исследователь «Полицейского Государства»: Программа, Эвристические Проблемы, Перспективы Изучения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.41C5C51B
  • Миронов Б. Н. - ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-08317-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-sociologiya-rossii-v-2-ch-chast-2-437722
  • Филиппов, А., & Вебер, М. (2008). Основные Социологические Понятия. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743624
  • Фуко Мишель. (n.d.). Мысль извне. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmysl-izvne