We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает знакомство с психологической наукой, ее спецификой, основными понятиями, теориями, научными и практическими проблемами психологии и способами их решения. Наиболее общей целью изучения данной дисциплины является введение в мир человеческой психики, в формировании научного подхода к изучению психологической реальности. Сюда входит формирование представлений: - о предмете и методах исследования в психологии; - о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; - об индивидуальных различиях в психической деятельности и закономерностях ее развития; - о возможностях психологического анализа событий и ситуаций обыденной жизни; прикладные направления психологии. Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных психологических теорий, умение классифицировать психологические процессы и явления, анализировать некоторые реальные психологические ситуации. Дисциплина изучается в формате blended learning. Студентам предлагается самостоятельное изучение части лекционных тем курса в онлайн формате.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов базовых представлений о закономерностях психической регуляции деятельности в различных сферах жизни человека.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет специфику и особенности поведения человека и процесса принятия решений при включении в те или иные большие и малые группы
  • использует знания о психологических особенностях мышления и речи при принятии решений и анализе принятых решений
  • объясняет различия между темпераментом, характером и интеллектуальными свойствами и особенностями их формирования и развития
  • Сопоставляет роль социальных и когнитивных факторов в развитии человека и преодолении возрастных кризисов развития
  • Характеризует основные потребности, мотивы, способы целеполагания и их роль в достижении профессионального и личного успеха и благополучия
  • Описывает основные методы и принципы научного психологического исследования, объясняет различия между житейским и научным психологическим знанием
  • Характеризует особенности процессов ощущения и восприятия, описывает различия между ними
  • характеризует разные виды памяти в психической деятельности.
  • характеризует разные виды памяти в психической деятельности
  • Описывает основные виды, функции и теории эмоциональных процессов, владеет способами их саморегуляции
  • Разъясняет и использует при анализе поведения человека основные положения психоаналитических, бихевиоральных, гуманистических и факторных теорий личности
  • способен дать оценку качеству предоставляемых психологических услуг и консультаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 01. Психология как наука.
  • 02. Ощущение, восприятие и внимание
  • 03. Память, мышление и речь
  • 04. Эмоциональные процессы
  • 05. Потребности и мотивы
  • 06. Личность: подходы к изучению
  • 07. Индивидуальные различия
  • 08. Развитие человека
  • 09. Человек в социальной группе и обществе
  • 10. Практические приложения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
    оценивается участие студентов в обсуждении вопросов семинарского занятия или других видах активности, предлагаемых преподавателем непосредственно на занятии (групповая дискуссия, работа в мини-группах и т.д.). Не допускается вариант замены (отработки) семинарского занятия дополнительным заданием в письменной/электронной форме, без участия в обсуждении на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Содержание домашнего задания определяется ведущими семинарских занятий и зависит от специфики ОП, на которой реализуется дисциплина. Вариантами домашнего задания могут быть: • анализ научной статьи по теме курса из числа рекомендованных или одобренных преподавателями; • защита плана исследования, основанного на анализе существующей литературы и постановке проблемы, в котором должно быть продемонстрировано общее представление о современных исследованиях в выбранной области и знание основ научного метода и специфики эмпирических исследований в социальных науках на материале содержания курса; • защита проекта, связанного с практической реализацией знаний, полученных на курсе, и связанного с содержанием ОП, на которой читается дисциплина; • написание эссе с анализом психологических феноменов и явлений, которые разбираются в курсе, на основании фрагментов художественных произведений (литературного произведения, фильма, биографии и т.д.), рекомендованных и/или утвержденных преподавателями курса. Могут быть предложены и иные варианты домашнего задания, не указанные в данном перечне. Информация о содержании домашнего задания и критериев оценки сообщаются студентам на первом семинарском занятии или позднее, но не позже, чем за 1 месяц до предполагаемого дедлайна сдачи домашнего задания. При выполнении домашнего задания допускается использование методов и алгоритмов искусственного интеллекта и нейросетевых сервисов (ИИ). Однако их использование должно быть явным образом указано в работе (какой конкретно сервис, как и для чего был использован), а в тексте работы должно быть однозначно ясно, какая его часть является результатом работы алгоритмов ИИ, а какая – авторским.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Тест состоит из закрытых вопросов с одним или множественным выбором по материалам первых 5 тем программы. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе семинарских занятий, а также по материалам онлайн-курса. Количество и тип вопросов в контрольной работе преподаватели определяют самостоятельно, при этом количество вопросов в тесте не может быть меньше 20. Тестирование организуется в системе смартЛМС и проводится оффлайн в компьютерных классах. Учащиеся проходят тест с компьютеров в аудитории, использование личных устройств (ноутбуков, планшетов, смартфонов и т.д.) для прохождения теста не допускается. При невозможности организации тестирования в системе смартЛМС возможна его замена на письменное тестирование на заранее распечатанных бланках с несколькими вариантами теста для разных студентов. Проведение контрольной работы онлайн допускается исключительно в случае, если вся образовательная программа реализуется в онлайн-формате или студент переведен на онлайн обучение по решению руководства образовательной программы. Во всех остальных случаях проведение контрольной работы в дистанционном (онлайн) формате не допускается.
  • неблокирующий Итоговое тестирование
    Тест состоит из закрытых вопросов с одним или множественным выбором по материалам всего курса. В тест также могут быть включены открытые вопросы. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе семинарских занятий, а также по материалам онлайн-курса. Количество и тип вопросов в контрольной работе преподаватели определяют самостоятельно, при этом количество вопросов в тесте не может быть меньше 30. Тестирование организуется в системе смартЛМС и проводится оффлайн в компьютерных классах. Учащиеся проходят тест с компьютеров в аудитории, использование личных устройств (ноутбуков, планшетов, смартфонов и т.д.) для прохождения теста не допускается. По решению преподавателей тестирование может проводиться очно с использованием печатных бланков. Решение о формате проведения итогового теста (в смартЛМС или с использованием печатных бланков), а также количестве и типах вопросов в итоговом тесте преподаватели сообщают студентам на последнем семинарском занятии.
  • неблокирующий Дополнительные задания
    В течение курса преподаватели вправе предложить дополнительные задания. По желанию студента и по согласованию с преподавателем высокая активность и прилежность выполнения таких заданий может быть засчитана как дополнительный балл, который может быть добавлен к итоговой оценке. В этом случае важно, чтобы возможность выполнить такое задание была равной для всех обучающихся. Выполнение всех дополнительных заданий не может привести к повышению итоговой оценки за курс до ее округления более, чем на 0,5 балла.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * Активность на занятиях + 0.25 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговое тестирование + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Нуркова, В. В.  Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 524 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02583-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468313 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 14504 - И.Якутенко - Воля и самоконтроль: Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами - 9785961450248 - Альпина нон-фикшн - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/14504
  • Боднар, А. М.  Психология памяти : учебное пособие для вузов / А. М. Боднар ; под научной редакцией А. П. Касатова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 97 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06757-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474317 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология : учебник / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. — Москва : Высшая школа экономики, 2012. — 526 с. — ISBN 978-5-7598-0731-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/65984 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Восковская, Л. В.  Психология ощущений и восприятия : учебное пособие для вузов / Л. В. Восковская. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 511 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15156-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487630 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Гулевич, О. А.  Социальная психология : учебник и практикум для вузов / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 424 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05490-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469052 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Куликов, Л. В., Психология эмоций и чувств : учебное пособие / Л. В. Куликов, Д. А. Донцов. — Москва : Русайнс, 2021. — 246 с. — ISBN 978-5-4365-8276-4. — URL: https://book.ru/book/941652 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Нартова-Бочавер, С. К.  Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для вузов / С. К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 262 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06161-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472179 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Организационная психология : учебник и практикум для вузов / Е. И. Рогов [и др.] ; под общей редакцией Е. И. Рогова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 509 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07328-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468669 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Психология эмоций - 978-5-314-00067-0 - Изард К. - 2012 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/28448 - 28448 - iBOOKS
  • Спиридонов, В. Ф.  Психология мышления. Решение задач и проблем : учебное пособие для вузов / В. Ф. Спиридонов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08295-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469100 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Хухлаева, О. В.  Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник и практикум для вузов / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02596-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468721 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Вечерин Александр Викторович
  • Львова Елена Николаевна
  • Козлов Дмитрий Дмитриевич