We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Regional Economy

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Традиционная экономическая теория рассматривает экономику в двух измерениях: первое – вид экономической активности, второе измерение – это временная координата. В реальной жизни все события происходят в трехмерном пространстве. И третья координата – пространственная, которая не рассматривается теми или иными структурными элементами экономической науки (микроэкономикой, макроэкономикой). Дисциплиной, которая учитывает пространственный фактор, является региональная экономика. Региональная экономика оценивает, что происходит на территории и отвечает на вопросы, почему одни территории богатеют, а другие либо остаются на достигнутом уровне, либо начинают беднеть. Изучение трендов регионального развития позволяет объяснить выделение «четырех Россий», значительно отличающихся друг от друга. РОССИЯ 1 – ГОРОДА-МИЛЛИОННИКИ, которые выступают драйверами модернизационных процессов к постиндустриальному обществу. РОССИЯ-2 – ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГОРОДА, которые надеются на помощь государства. РОССИЯ-3 – ГЛУБИНКА, которая является экономикой выживания. РОССИЯ-4 – НАЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАИНА, где идет модернизационный переход от патриархального общества к индустриальному.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выявлять региональные особенности социально-экономического развития.
  • Классифицировать различные территориальные образования по критериальным признакам.
  • Проводить сравнительный анализ территориальных образований различного уровня, выявлять проблемы регионального развития.
  • Аргументированно предлагать возможные альтернативы решения региональных проблем.
  • Обобщать выявленные проблемы регионального развития.
  • Разрабатывать сценарные подходы развития регионов в условиях внешних шоков изменяющейся среды
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует последствия действия на регионы изменяющейся внешней среды и разрабатывать сценарные подходы.
  • Интегрирует теорию регионального развития в практические приложения интегральных показателей, характеризующих региональное развитие.
  • Описывает соотношения между экономическими феноменами и понятиями на интуитивном уровне с использованием профессиональной терминологии.
  • Организует эффективные формы презентационной работы в целях проведения регионального анализа и презентации его как в устной, так и в письменной формах.
  • Формирует индивидуальную статистическую базу в целях расчета интегральных показателей, характеризующих региональное развитие.
  • Формулирует и распознает основные концепции регионального развития, основные модели и методы, используемые в региональном анализе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные теории регионального развития
  • Основы регионального экономического анализа и управления. Территориальное устройство России
  • Основы региональной диагностики. Система региональных счетов
  • Конкурентоспособность регионов
  • Отраслевая и территориальная структуры хозяйства регионов
  • Этапы регионального развития
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа (групповая)
  • неблокирующий Самостоятельная работа (индивидуальная)
  • неблокирующий Контрольная точка
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.25 * Аудиторная работа + 0.3 * Контрольная точка + 0.25 * Самостоятельная работа (групповая) + 0.2 * Самостоятельная работа (индивидуальная)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Региональная экономика и пространственное развитие. Т.1: Региональная экономика. Теория, модели и методы : учебник для бакалавриата и магистратуры, Лимонов Л.Э., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Региональная экономика : учебник для академического бакалавриата / Е. Л. Плисецкий [и др.] ; под редакцией Е. Л. Плисецкого, В. Г. Глушковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 459 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05112-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432140 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Букина Татьяна Витальевна