We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Econometrics

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 2-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Эконометрика – один из трех китов, на которых держится экономическая наука, поэтому ни один уважающий себя экономист не может обойтись без ее изучения. Целью освоения эконометрики является получение навыков поиска и оценки зависимостей в реальных данных, а также их последующая визуализация, интерпретация и использование для прогнозирования. Помимо совершенствования вышеописанных умений знание эконометрики приносит престижные и финансовые плоды: так, согласно hh.ru, средняя з/п по вакансиям, требующим знание эконометрики, составляет 110 тыс. рублей, а потенциальными работодателями для эконометристов выступают: ЦБ РФ, Алабуга, Яндекс и другие.Целью освоения эконометрики является получение навыков поиска и оценки зависимостей в реальных данных, а также их последующая визуализация, интерпретация и использование для прогнозирования. При поиске и оценке некоторых зависимостей используются методы искусственного интеллекта .
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам научное представление о методах и моделях, позволяющих получать количественные выражения закономерностям экономической теории на базе экономической статистики с использованием статистического инструментария
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Реализует алгоритмы построения и оценки базовых эконометрических моделей в основных статистических пакетах R/Stata/Python
  • Анализирует и содержательно интерпретирует полученные результаты оценки
  • Применяет подходящие инструменты анализа кросс-секционных данных, временных рядов и панельных данных при решении стандартных задач
  • Объясняет необходимость применения базовых эконометрических процедур для получения качественных результатов оценки моделей
  • Называет основные эконометрические модели для каждого типа данных
  • Различает основные типы эконометрических данных: способен перечислять их источники и ключевые отличия
  • Обобщает полученные в результате оценки моделей сведения и на их основе делает выводы
  • Разрабатывает дизайн исследования с использованием эконометрического инструментария
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Модель парной линейной регрессии.
  • Раздел 2. Модель множественной линейной регрессии.
  • Раздел 3. Улучшение качества регрессии
  • Раздел 4. Другие методы и модели
  • Раздел 5. Временные ряды
  • Раздел 6. Панельные данные, модели множественного выбора и цензурированные модели.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа1
    Самостоятельная работа представляет собой несколько домашних заданий на отработку навыков анализа данных или направленных на самостоятельное изучение материала по темам лекций.
  • неблокирующий Самостоятельная работа 2
    Самостоятельная работа представляет собой несколько домашних заданий на отработку навыков анализа данных в R или направленных на самостоятельное изучение материала по темам лекций.
  • неблокирующий Аудиторная работа1
    В течение всего курса преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. В основе оценки за аудиторную и самостоятельную работу лежат результаты микроконтролей по темам курса, изученным в аудитории и вынесенным на самостоятельное обучение соответственно. Микроконтроли проводится в среднем на двух семинарах из каждых трех. Набранные за микроконтроли баллы суммируются и делятся на максимально возможный балл за все микроконтроли. Полученная оценка, выраженная в десятках процентов, является базовой для оценки за работу на семинарах. Например, если накопленный балл за микроконтроли равен 13 баллам при максимуме в 20 баллов, то базовая оценка составит 6,5 балла. Полученная оценка округляется и корректируется на 1-2 балла в обе стороны с учетом посещения аудиторных занятий, выполнения или не выполнения домашних заданий, решения индивидуальных заданий повышенной сложности, активности студентов при решении задач и при совместном обсуждении на семинарах. Оценки за работу на аудиторных занятиях и за самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Итоговые оценки за аудиторную и самостоятельную работу по 10-ти балльной шкале рассчитываются преподавателем и сообщаются студентам на последнем аудиторном занятии курса.
  • неблокирующий Аудиторная работа2
    В течение всего курса преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. В основе оценки за аудиторную и самостоятельную работу лежат результаты микроконтролей по темам курса, изученным в аудитории и вынесенным на самостоятельное обучение соответственно. Микроконтроли проводится в среднем на двух семинарах из каждых трех. Набранные за микроконтроли баллы суммируются и делятся на максимально возможный балл за все микроконтроли. Полученная оценка, выраженная в десятках процентов, является базовой для оценки за работу на семинарах. Например, если накопленный балл за микроконтроли равен 13 баллам при максимуме в 20 баллов, то базовая оценка составит 6,5 балла. Полученная оценка округляется и корректируется на 1-2 балла в обе стороны с учетом посещения аудиторных занятий, выполнения или не выполнения домашних заданий, решения индивидуальных заданий повышенной сложности, активности студентов при решении задач и при совместном обсуждении на семинарах. Оценки за работу на аудиторных занятиях и за самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Итоговые оценки за аудиторную и самостоятельную работу по 10-ти балльной шкале рассчитываются преподавателем и сообщаются студентам на последнем аудиторном занятии курса.
  • блокирующий Экзамен 2
    Экзамен по дисциплине проводится форме письменной работы на 80 минут. Работа состоит из двух частей: тестовой и открытой. На экзамене студенту разрешается иметь при себе и использовать пишущие принадлежности и линейку. На экзамене студенту не разрешается иметь при себе любые электронные устройства (в том числе сотовые телефоны и электронные часы) и любые справочные материалы за исключением перечисленных выше.
  • неблокирующий Контрольная работа 1
    В контрольной работе проверяются навыки решения задач изученными методами, сравнения и анализа решений, полученных разными способами, умение интерпретировать найденные решения и знание основных понятий курса.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    В контрольной работе проверяются навыки решения задач изученными методами, сравнения и анализа решений, полученных разными способами, умение интерпретировать найденные решения и знание основных понятий курса.
  • блокирующий Экзамен 1
    Экзамен по дисциплине проводится форме письменной работы на 80 минут. Работа состоит из двух частей: тестовой и открытой. На экзамене студенту разрешается иметь при себе и использовать пишущие принадлежности и линейку. На экзамене студенту не разрешается иметь при себе любые электронные устройства (в том числе сотовые телефоны и электронные часы) и любые справочные материалы за исключением перечисленных выше.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.25 * Аудиторная работа1 + 0.3 * Контрольная работа 1 + 0.15 * Самостоятельная работа1 + 0.3 * Экзамен 1
  • 2024/2025 4th module
    0.25 * Аудиторная работа2 + 0.3 * Контрольная работа 2 + 0.15 * Самостоятельная работа 2 + 0.3 * Экзамен 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Демидова, О. А.  Эконометрика : учебник и практикум для вузов / О. А. Демидова, Д. И. Малахов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00625-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511223 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Эконометрика. Начальный курс : учебник, Магнус Я.Р., Катышев П.К., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Introductory econometrics : a modern approach, Wooldridge J.M., 2006
  • Введение в эконометрику : учебник : пер. с англ., Доугерти К., Замков О.О., 2010
  • Кремер, Н. Ш.  Эконометрика : учебник и практикум для вузов / Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко ; под редакцией Н. Ш. Кремера. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 308 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08710-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510046 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Носко, В. П. Эконометрика : учебник : в 2 книгах / В. П. Носко. — Москва : Дело РАНХиГС, 2021 — Книга 1 — 2021. — 704 с. — ISBN 978-5-85006-294-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/199004 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Носко, В. П. Эконометрика : учебник : в 2 книгах / В. П. Носко. — Москва : Дело РАНХиГС, 2021 — Книга 2 — 2021. — 592 с. — ISBN 978-5-85006-295-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/199007 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Чадов Алексей Леонидович
  • Борисова Елена Феликсовна
  • Семенова Дарья Владимировна