• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Management Theory and History

2018/2019
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Теория и история менеджмента» призван сформировать у студентов системное представление об историческом развитии теории управления, природе организаций, получить представление о ключевых функциях менеджмента и принципах управления организациями, сформировать навыки самостоятельного анализа организационно-управленческих ситуаций. Изучение дисциплины включает в себя: • Анализ исторического развития теории управления; • Рассмотрение основных подходов к управлению организациями; • Понимание того, как устроена компания, ключевых этапов ее развития, управленческих ролей в каждом периоде; • Рассмотрение основных функций управления; • Сбор и анализ управленческой информации для принятия оптимальных решений; • Индивидуальные и коллективные технологии выработки управленческих решений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение отечественных и зарубежных систем менеджмента и особенностей их эффективного применения в современной практике
  • Подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности как исполнителей или руководителей младшего уровня, либо к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.
  • формирование необходимых менеджеру социальных и личностных качеств: толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств, а также формирование у студентов управленческого мышления
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Формулирует и распознает базовые принципы и концепции менеджмента
  • Объясняет базовые понятия и теории менеджмента и соотношения между ними на интуитивном уровне и с использованием профессиональной терминологии
  • Интегрирует теорию менеджмента и практические приложения с целью анализа последствий действия различных агентов в организационной системе
  • Организовывает эффективные формы межличностной коммуникации в целях проведения системного анализа организации, выявления организационных проблем и предложения вариантов их решения, а также презентации результатов как в устной, так и письменной форме профессиональной аудитории
  • Разрабатывает управленческие решения с обоснованием их достоинств и недостатков
  • Аргументированно защищает собственную точку зрения по вопросам управления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Донаучный период развития управленческой мысли
    Тема 1. Управленческая мысль в древних цивилизациях Религиозно – коммерческая управленческая революция. Древний Шумер и древний Египет. Светско – административная управленческая революция. Свод законов Хаммурапи. Производственно-строительная управленческая революция. Деятельность Навуходоносора II. Римская империя и развитие управления. Вклад Сократа. Вклад Аристотеля. Тема 2. Управленческая мысль эпохи возрождения и надвигающейся индустриализации Менеджмент в эпоху Возрождения. Четвертая управленческая революция. Отделение управления от собственности. Принципы управления Н. Макиавелли. Перемещение центра менеджмента в Англию. А.Смит о сущности управленческого труда. Утопия Оуэна, его вклад в развитие менеджмента. Зарождение теории менеджмента в США. Бюрократическая управленческая революция.
  • Научный подход в развитии менеджмента и его современное развитие
    Тема 3. Классическая школа менеджмента Научное управление. Ф.У. Тейлор. Специализация труда. Специализация предметов труда. Хронометрирование. Система оплаты труда. Отделение планирования от управления. Техника функционализма. Принципы концепции. Административная школа А. Файоля. Функции управления, принципы управления. Качества администратора. Теория бюрократии М. Вебера. Развитие теории Бернсом и Сталкером: Механистические организационные системы, Органические организационные системы. Тема 4. Школа человеческих отношений Э. Мэйо. Хоуторнский эксперимент и его основные выводы. Принципы концепции Мэйо. Поведенческая школа Ч. Барнарда. Власть в организации. Формальная и неформальная организация. Логика возникновения и функционирования организационной системы. Тема 5. Современные подходы в менеджменте Основы количественного подхода, значение математических методов в управлении. Процессный подход как концепция управленческой мысли. Основы системного подхода, Ситуационный подход в менеджменте. Тема 6. Современные модели менеджмента Влияние национально-исторических факторов на формирование национальной модели менеджмента. Японская модель менеджмента. Американская модель менеджмента. Европейская модель менеджмента.
  • Развитие управления в России
    Тема 7. Зарождение менеджмента в России (начало ХХ в) Предпосылки возникновения научного менеджмента в России. Распространение тейлоризма. Антитейлористы. Концепция НОТа А. Журавского. Культура труда и управления А. Гастева: трудовое обучение, культура труда. Разработки харьковской школы управления. Ф.Дунаевский: функции управления, вопросы дисциплины, «теория распоряжений» Тема 8. Особенности и перспективы российского менеджмента Управленческий аспект перехода к рыночной экономике. Использование мирового опыта в постсоветской России. Российская модель менеджмента, проблемы ее формирования.
  • Теоретико – методологические основы теории менеджмента
    Тема 9. Содержание деятельности менеджера Управление как вид деятельности. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Уровни менеджмента в организации: низовой, средний, высший. Базовые компетенции менеджера. Тема 10. Организация как объект управления Понятие организации. Модель 7-S (Т. Питерс, Р. Уотерман, Дж. Филипс). Модель шести ячеек М. Вайсборда. Управление социально-экономическими системами. Внешняя организационная среда: общая (генеральная) среда, среда задач (функциональная среда), внутренняя среда. Общая среда: международное измерение, технологическое измерение, социокультурное измерение, экономическое измерение, законодательное (политическое) измерение. Среда задач: потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда. Взаимоотношения организация – внешняя среда: неопределенность среды, адаптация к условиям среды. Внутренняя организационная среда: цели и задачи, структура, технология, люди. Жизненный цикл организации по И. Адизесу. Болезни роста по Филоновичу. Этапы жизненного пути Л.Э. Грейнера.
  • Функции управления
    Тема 11. Планирование как функция управления Планирование в жизни человека. Планирование в организации. Последовательность планирования (по временным периодам, по сферам деятельности, по уровням и объектам управления). Постановка целей. Уровни целей и планов в организации. Краткосрочные и долгосрочные планы. Оперативные, тактические и стратегические планы. Иерархия целей. Понятие миссии. Подходы к планированию в условиях недостатка информации (соотношение рационального подхода и интуиции). Взаимосвязь функции планирования с другими функциями управления. Цикл PDCA (цикл Э. Деминга). Тема 12. Основы стратегического менеджмента Определение понятия «стратегический менеджмент». Основополагающая стратегия организации: стратегия роста, стратегия стабилизации, стратегия экономии. Корпоративная стратегия, матрица BCG. Стратегия бизнес-единицы: конкурентные силы и стратегии М. Портера. Стратегия функционального уровня. Процесс стратегического менеджмента: от формулирования стратегии к внедрению, SWOT-анализ. Реализация и контроль стратегии. Тема 13. Организация как функция управления Организационная функция менеджмента: Понятие организационной структуры. Построение организационной структуры, распределение властных полномочий. Линейные и вспомогательные властные полномочия. Ответственность. Делегирование. Централизация и децентрализация полномочий. Норма управляемости. Преимущества и недостатки централизации и децентрализации полномочий. Вертикальные и плоские организационные структуры управления. Специализация труда. Традиционные типы организационных структур: линейная, функциональная, дивизиональная, матричная. Современные типы организационных структур: командный и сетевой подходы к организационной структуре. Достоинства и недостатки организационных структур различных типов. Взаимосвязь функции организации с другими функциями менеджмента. Тема 14. Мотивация как функция управления Понятие мотивации. Мотивация внутренняя и внешняя. Взгляды современного менеджмента на роль человека в деятельности организации. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Традиционный подход к анализу мотивации. Подход с позиций человеческих отношений. Подход с позиций человеческих ресурсов. Современный подход. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум) как примеры процессуального подхода к анализу мотивации. Современные подходы к трудовой мотивации. Мотивационная теория подкрепления. Сложность построения комплексной теории мотивации. Удовлетворенность работой и мотивация. Взаимосвязь функции мотивации с другими функциями менеджмента. Тема 15. Контроль как функция управления Объект организационного контроля. Этапы традиционного процесса контроля. Фокус организационного контроля: упреждающий контроль, сопутствующий контроль, контроль с обратной связью. Самоконтроль и контроль на уровне организации. Анализ результатов контроля. Корректирующее действие. Регулирование. Подходы к контролю качества: традиционный бюрократический контроль, децентрализованный контроль. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Поведенческие причины неприязни менеджеров к функции контроля. Взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента.
  • Связующие процессы в менеджменте
    Тема 16. Связующие процессы в менеджменте: коммуникации Понятие «коммуникации». Коммуникации между людьми. Коммуникационный процесс в организации. Коммуникации между организацией и внешней средой. Виды организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные коммуникации в организации: восходящие, нисходящие и горизонтальные. Невербальные коммуникации. Командные коммуникации. Неформальные коммуникации в организациях: управление, основанное на выходах в народ, виноградная лоза. Барьеры при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях. Тема 17. Связующие процессы в менеджменте: принятие решений Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Типы решений: программируемые и непрограммируемые. Уверенность, риск, неуверенность и неопределенность. Модели принятия решений: классическая модель, административная модель. Этапы рационального принятия решений. Методы принятия решений: Количественные методы, Качественные методы. Индивидуальные стили принятия решения. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа). Тема 18. Связующие процессы в менеджменте: лидерство в организации Понятие лидерства. Лидерство и менеджмент. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Способы укрепления личной власти. Возможная избыточность власти и необходимость делегирования. Условия эффективного делегирования. Теории лидерских качеств: Р. Стогдилл, У. Беннис. Концепции лидерского поведения. Авторитарный, Демократический и Либеральный стили руководства. Континуум лидерского поведения по Р. Таннебауму и У. Шмидту. Исследования Мичиганского университета. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Ситуационная модель руководства Фидлера. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Современные теории лидерства. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер). «Двигатели» лидерства Н. Тичи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Работа на семинарах 1-2 модуль
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий самостоятельная работа 1-2 модуль
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен (2 модуль)
  • блокирующий Экзамен (4 модуль)
  • неблокирующий самостоятельная работа 3-4 модуль
  • неблокирующий Работа на семинарах 3-4 модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Работа на семинарах 1-2 модуль + 0.2 * самостоятельная работа 1-2 модуль + 0.3 * Экзамен (2 модуль)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Домашнее задание + 0.15 * Контрольная работа + 0.1 * Работа на семинарах 1-2 модуль + 0.1 * Работа на семинарах 3-4 модуль + 0.1 * самостоятельная работа 1-2 модуль + 0.05 * самостоятельная работа 3-4 модуль + 0.15 * Экзамен (2 модуль) + 0.15 * Экзамен (4 модуль) + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Коргова М. А., Салогуб А. М.-МЕНЕДЖМЕНТ. ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-166-Профессиональное образование-978-5-534-11323-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/menedzhment-istoriya-menedzhmenta-444929
  • Менеджмент : учебник : пер. с англ., Дафт Р.Л., 2013
  • Общий менеджмент: концепции и комментарии : учебник, Дятлов А.Н., Плотников М.В., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Классические работы по менеджменту: Учебное пособие / Друкер П., Григорян И., Медведь О., - 2-е изд. - М.:Альп. Бизнес Букс, Сколково, 2016. - 220 с.: 70x100 1/16. - (Сколково) ISBN 978-5-9614-5345-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913971
  • Менеджмент. Маркетинг. Лидерство. Лучшее за 2015 год: Справочное пособие - М.:Альпина Паблишер, 2017. - 212 с.: 60x90 1/16. - (Harvard Business Review 10 лучших статей) (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6187-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002609
  • Управление бизнесом. Серия Harvard Business Review. Альпина Паблишер. URL: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/8923
  • Управление командой: Практическое руководство - М.:Альпина Паблишер, 2017. - 220 с.: 60x90 1/16. - (Harvard Business Review 10 лучших статей) (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6496-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003140