• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Business Process Modelling

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе проведения курса у студентов формируются умения и навыки моделирования и анализа бизнес-процессов в целях решения прикладных задач в области бизнес-информатики. Теоретическая часть дисциплины реализуется в традиционном формате лекционных занятий с активным использованием различных форм командной работы при разборе и анализе практических бизнес-кейсов. Освоение материала теоретической части курса проверяется и закрепляется в рамках практических занятий в компьютерном классе и выполнением самостоятельной работы, в том числе в дистанционном формате.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение теоретических знаний о деятельности организации как системе процессов на основе концепции Business Process Management, методологиях и инструментах моделирования и анализа бизнес-процессов
  • Изучение основ управления сложными системами в их взаимосвязи с внешней и внутренней средой
  • Получение практических умений и навыков по моделированию и анализу бизнес- процессов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Владеет методами документирования деятельности организации • Выделяет в системах связи • Идентифицирует системы различной природы • Создаёт модели организационных структур
  • Использует терминологию процессного управления Определяет цели и метрики бизнес-процессов • Применяет кросс-функциональные диаграммы и метод SIPOC для описания бизнес-процессов • Применяет основные понятия и принципы моделирования деятельности организаций различных отраслей • Распознаёт особенности функциональной, процессной и проектной модели управления в деятельности организации • Строит и анализирует матрицу ответственности (RASCI) для бизнес-процесса
  • • Применяет основные понятия и принципы моделирования деятельности организаций различных отраслей • Создаёт модели бизнес-процессов верхнего уровня • Создает модели в нотации BPMN2.0. и адекватно использует объекты, элементы нотации на разных уровнях моделирования процессов • Строит eEPC-диаграммы для моделей бизнес-процессов
  • • Идентифицирует и классифицирует ошибки бизнес-процессов, предлагает способы их исправления • Находит и исправляет ошибки в диаграммах ЕРС и BPMN2.0. • Анализирует причинно-следственные связи с использованием диаграммы Ишикавы • Применяет качественные и количественные методы анализа бизнес-процессов Формулирует цели и методы анализа бизнес-процессов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Организация как система
    Организации как сложные социотехнические системы. Свойство эмерджентности. Связи в системах. Цели организации как системы. Системы более высокого порядка (надсистемы), более низкого порядка (подсистемы). Система и модель системы. Понятия объекта, субъекта управления в системе. Методология структурного анализа SADT\IDEF0: история создания, базовые элементы нотации. Специфика деятельности организации как источник информации для моделирования. Моделирование структуры организации, нотация Organization Chart. Практическое задание: моделирование организационной структуры с указанием бизнес-ролей и характеристикой.
  • Основы управления бизнес-процессами
    Функциональная (структурно-ориентированная), процессная и проектная модели деятельности организации. Императив процессов. Концепция ВРМ. Определение понятия «бизнес-процесс». Сравнение существующих определений бизнес-процесса. Понятия ценности и качества результатов процессов. Введение основных используемых терминов и их определений: владелец, продукты, входы и выходы, ресурсное окружение, границы и интерфейсы, поставщики и потребители, риски. Цели и метрики бизнес-процессов. Идентификация процессов. Свойства процессов. Практическое задание: диаграмма SIPOC, матрица RASCI, свойства процесса, цель и метрика процесса.
  • Методологии моделирования деятельности организации
    Процессы верхнего уровня, их сходство и различие. Варианты описания бизнес-процессов. Эталонные и референтные модели процессов. Иерархия моделирования процессов. Кросс-функциональные диаграммы. Простые модели Flowchart, блок-схема. Возможности и ограничения моделей разных типов. Методология ARIS. Нотация для описания процессов верхнего уровня Value added Chain Diagram (VAD). Нотации ЕРС и BPMN 2.0. Особенности применения нотаций в зависимости от проектных задач. Практическое задание: моделирование в нотациях ЕРС и BPMN 2.0.
  • Методы анализа и совершенствования бизнес-процессов
    Логический анализ и анализ соблюдения методологии описания. Анализ ошибок процесса, логики выполнения процесса. Анализ интерфейсов, входов-выходов, ресурсов, целей и других элементов процессов. Анализ качества процессов с учетом приоритетов и специфики организации, проектных задач. Критерии оптимизации процессов. Создание моделей То Ве («как должно быть»). Интеграция стратегии организации и управления процессами. Использование метода Balanced Scorecard. Практическое задание: анализ процесса, разработка стратегической карты с детализацией целей, формулирование KPI, мероприятий. Связь целей с процессами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Практические (домашние) задания, выполняемые на компьютере
    ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ работа студентов организуется в виде заданий на моделирование различных предметных областей деятельности организации по кейсам: организационной структуры в нотации Orgchart, процессов верхнего уровня в нотации VAD, процедур в нотациях EPC, BPMN и др. • Кейсы разрабатываются заранее преподавателями дисциплины. При этом каждая группа получает собственный кейс или предметную область в рамках одного кейса. • Задания выполняются в соответствии с дедлайнами, которые указываются преподавателями при информировании студентов. Тексты заданий загружаются в соответствующие каталоги MS Teams. • Выполненные студентами задания также помещаются в каталоги отчетов и дублируются, при необходимости, на электронный адрес преподавателя, ведущего практические занятия. При загрузке студентами отчетов, а также при выдаче индивидуальных заданий, используются цифровые методы антиплагиата и недопущения списывания. • Возможна групповая работа на занятиях проводится в подгруппах по 3-4 человека (все студенты одной подгруппы получают одинаковую оценку за задание). Работа в подгруппе может распределяться в виде проектных ролей: руководитель проекта, аналитик, консультант, разработчик и т.п. Данный вид выполнения задания заранее согласовывается с преподавателем, за три и более дня до назначения задания. В случае выполнения задания в подгруппах возможны однократные изменения проектных ролей студентами в рамках одного кейса. Например, в одной подгруппе студент является аналитиком, в другой – руководителем проекта. Такой вариант работы студентов в подгруппе обусловлен непредвиденными обстоятельствами, в том числе субъективной переоценкой студентом своих способностей в рамках той или иной роли, сложностью кейса, необходимостью дополнительного изучения специфики предметной области и получения подробной информации по предмету исследования и т.п. Более одного раза изменение ролей неэффективно, поскольку делает задание фактически невыполнимым из-за непонимания студентом своей идентичности в той или иной роли и большого объема работы. Кроме того, это может привести к демотивации других участников проекта и отсутствию полноценного решения кейса. В случае сложностей (поскольку в проектную группу входят студенты из разных групп и даже из разных кампусов, между которыми должна быть налажена четкая коммуникация и выстроиться взаимопонимание) преподаватель может оказывать помощь в распределении ролевых позиций. С ростом сплоченности группы роли уточняются и распределяются самостоятельно студентами. Преподаватель также может рекомендовать студенту изменить ролевую позицию, если в качестве другой роли его эффективность и раскрытие творческого потенциала будут выше. Преподаватель также может рекомендовать студенту изменить ролевую позицию, если в качестве другой роли его эффективность и раскрытие творческого потенциала будут выше. • Для выставления итоговой оценки за групповую работу на занятиях берётся среднее значение за все выполненные работы. • Практическая работа может проводиться в компьютерных классах или на личных компьютерах студентов при использовании дистанционной формы обучения. В компьютерных классах или посредством "виртуального класса" на платформах дистанционного обучения (MS Teams) в начале каждого занятия преподаватель передает студентам задания, размещая в общем каталоге сети ВШЭ или в соответствующей "команде" MS Teams.
  • блокирующий Экзамен (итоговая контрольная работа)
    ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКЗАМЕНА Экзамен проводится в письменной форме. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam по ссылке, предоставляемой студентам заранее Учебно-методическим центром ВШБ, К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан: Не позднее 7 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе StartExam. Войти на платформу StartExam под личной учетной записью (используется аккаунт студента @edu.hse.ru); Перед началом экзамена проверить работоспособность микрофона, колонок или наушников для передачи звука и видеокамеры, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты: ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме приложения StartExam или браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 2 недели до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: • Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; • Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: • Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; • Использовать калькулятор для ведения расчетов; • Включать микрофон во время экзамена для ответов на вопросы преподавателя; • Запрашивать у преподавателя дополнительную информацию по техническим нюансам выполнения экзаменационного задания. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.35 * Контрольная работа + 0.2 * Практические (домашние) задания, выполняемые на компьютере + 0.15 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен (итоговая контрольная работа)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Долганова О. И., Виноградова Е. В., Лобанова А. М. ; Под ред. Долгановой О.И. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 289с. - ISBN: 978-5-534-00866-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-450550
  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 282с. - ISBN: 978-5-534-05048-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-1-450294
  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 228с. - ISBN: 978-5-534-09385-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-2-456169

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Громов А.И. - отв. ред. - УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 367с. - ISBN: 978-5-534-03094-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-biznes-processami-sovremennye-metody-413070