• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Management in IT

2017/2018
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Менеджмент в ИТ» предназначен для студентов второго курса факультета бизнес-информатики. Курс соответствует правилам, нормам и стандартам ВШЭ. Основная цель курса - формирование знаний в сфере управления бизнесом с применением в ИТ-индустрии. Эта цель достигается с помощью ряда подходов, таких как систематическое изучение менеджмента как науки, критический анализ эффективности бизнеса, интерпретация информации из разных источников, признание преимуществ и ограничений различных бизнес-решений, применение общих теорий к бизнес-ситуациям. в тематических исследованиях со ссылкой на ИТ-индустрии. В ходе курса будут использоваться различные виды деятельности (посещение фабрики, приглашенные докладчики, проектное обучение).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Менеджмент в ИКТ» являются: подготовка в области основ социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, получение знаний, позволяющих выпускнику успешно работать в сфере проектирования архитектуры предприятия, стратегического планирования развития ИС и ИКТ управления предприятием, организации процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием, аналитической поддержки процессов принятия решений для управления предприятием, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • методы и организационно-правовые аспекты менеджмента в ИКТ, технологии и механизмы менеджмента. Обладает навыками сбора и анализа информации
  • Проводит исследовательскую работу по оценке социально-экономической оценке и конкретных форм управления. Использует для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел I. Теоретико – методологические основы общего менеджмента.
    Тема 1. Содержание деятельности менеджера. Управление как вид деятельности. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Менеджер как профессиональный управляющий. Менеджер как должность. Тема 2. Эволюция управленческой мысли. Возникновение менеджмента как естественное следствие социально - экономического развития общества. Школа научного управления (рационалистическая щкола) – Ф. Тейлор, Ф. Гилберт. Административная (классическая) школа – Ф. Файоль, М. Вебер. Школа человеческих отнощений – Э. Мейо, А. Маслоу. Поведенческая школа – Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор. Эффект Хоторна.Количественная школа – М. Винер, Р. Акофф, Л. Берталанфи. Тема 3. Планирование и организация как функции управления . Планирование в жизни человека. Планирование в организации. Последовательность планирования (по временным периодам, по сферам деятельности, по уровням и объектам управления). Постановка целей. Уровни целей и планов в организации. Краткосрочные и долгосрочные планы. Оперативные, тактические и стратегические планы. Иерархия целей. Понятие миссии. Подходы к планированию в условиях недостатка информации (соотношение рационального подхода и интуиции). Тема 4. Мотивация и контроль как функции управления. Понятие мотивации. Мотивация внутренняя и внешняя. Взгляды современного менеджмента на роль человека в деятельности организации. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум) как примеры процессуального подхода к анализу мотивации. Современные подходы к трудовой мотивации. Мотивационная теория подкрепления.
  • Раздел II Связующие процессы в менеджменте.
    Тема 5. Разработка и принятие управленческих решений. Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Этапы рационального принятия решений. Классификация управленческих решений: по уровню стандартности, по признаку масштабности, по степени важности, по признаку количества лиц, участвующих в принятии решений. Типы решений: программируемые и непрограммируемые. Модели принятия решений: классическая модель, административная модель. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа). Тема 6. Коммуникации. Понятие «коммуникации». Коммуникация и ее особенности.Стили коммуникативного общения. Коммуникации между людьми. Коммуникационный процесс в организации. Коммуникации между организацией и внешней средой. Виды организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные коммуникации в организации: восходящие, нисходящие и горизонтальные. Невербальные коммуникации. Командные коммуникации. Неформальные коммуникации в организациях: управление, основанное на выходах в народ, виноградная лоза. Барьеры при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях. Тема 7. Лидерство в организации. Понятие лидерства. Лидерство и менеджмент. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Способы укрепления личной власти. Возможная избыточность власти и необходимость делегирования. Условия эффективного делегирования. Теории лидерских качеств: Р. Стогдилл, У. Беннис. Тема 8. Корпоративная культура. Понятие корпоративной культуры и ее определение. Подходы к описанию корпоративной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шейна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры. Национальные факторы в корпоративной культуре. Модель Г. Хофштеде. Тема 9. Конфликты и стрессы. Понятие «Конфликты» Функциональный и дисфункциональный конфликты. Внутриличностный и межличностный конфликты. Конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт. Агрессия: причинение вреда другим. Факторы, влияющие на агрессию. Социальные дилеммы. Искаженное восприятие. Решение социальных дилемм. Забастовка как вид социального напряжения. Виды забастовок. Управление конфликтами. Природа стресса. Причины стресса. Модель стрессовой реакции. Как понижать уровень стресса. Тема 10. Менеджмент в сфере ИТ. Роли информационных технологий в деятельности организаций. изменение работы менеджеров ИТ. Новые типы информационных систем и тенденции в сфере ИТ. Влияние информационных систем на повседневные операции и на принятие решений. Основные элементы стратегии е-бизнеса. Системы планирования ресурсов предприятия и управления отношениями с покупателями.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Коротков Э. М.-МЕНЕДЖМЕНТ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-566-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-07327-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/menedzhment-431744
  • Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., - 6-е изд., перераб. и доп - Москва :Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 656 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/988768

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Классические работы по менеджменту: Учебное пособие / Друкер П., Григорян И., Медведь О., - 2-е изд. - М.:Альп. Бизнес Букс, Сколково, 2016. - 220 с.: 70x100 1/16. - (Сколково) ISBN 978-5-9614-5345-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913971
  • Коргова М. А., Салогуб А. М.-МЕНЕДЖМЕНТ. ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-166-Профессиональное образование-978-5-534-11323-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/menedzhment-istoriya-menedzhmenta-444929