• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

38.03.01 Экономика

Утверждение программы
Приказ от 09.10.2014 № 8.2.6.2 - 04/171
Дата обновления паспорта
30.08.2019, протокол № 8.2.2.1-32-09/04
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4.5 года

Заочная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUS

Обучение ведётся полностью на русском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Специализации

2020/2021 учебный год

Бухгалтерский учет

Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Финансовый менеджмент

Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

2016/2017 учебный год

Бухгалтерский учет

Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Экономика и финансы фирмы

2015/2016 учебный год

Бухгалтерский учет

Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Экономика и финансы фирмы

Конкурентные преимущества программы

Бакалаврская программа «Экономика» является академической программой, направленной на подготовку выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.

Выпускники ОП «Экономика» осваивают широкий спектр компетенций в различных функциональных областях экономики. Преимущества программы:

  1. Собственные образовательные стандарты подготовки, обеспечивающие качество преподаваемых дисциплин на уровне ведущих университетов;
  2. Высокий уровень подготовки по дисциплинам математического цикла и работы с данными.
  3. Наличие научного-исследовательского и проектного семинаров для формирования нежестких компетенций.
  4. Востребованность выпускников образовательных учреждений на рынке труда является одним из важнейших показателей эффективности образования
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению «Экономика» включает:

01 Образование и наука (в сферах: среднего профессионального, дополнительного образования; научных исследований).

 08 Финансы и экономика:

в сфере исследований, анализа и прогнозирования социально-экономических процессов и явлений на микро- и макро- уровне в экспертно-аналитических службах (центрах экономического анализа, правительственном секторе, общественных организациях);

в сфере производства продукции и услуг, включая анализ спроса на продукцию и услуги и оценку их текущего и перспективного предложения, продвижение продукции и услуг на рынок, планирование и обслуживание финансовых потоков, связанных с производственной деятельностью;

в сферах кредитования, страхования, операции на финансовых рынках;

в сферах внутреннего и внешнего финансового контроля и аудита, финансового консультирования, управления рисками;

в сфере консалтинга.

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность и в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

Типы задач профессиональной деятельности, к решению которых готовится выпускник программы бакалавриата:

аналитический;

научно-исследовательский;

организационно-управленческий;

педагогический;

финансовый;

расчётно-экономический.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности будет готов решать следующие профессиональные задачи:

    подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

    проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;

    разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств  и т. д.

    критическое осмысление эмпирических процессов в экономике и финансовой сфере, теоретических и прикладных методов их анализа;

    поиск информации, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

    обработка массивов экономических данных в соответствии с задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

    построение теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

    анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;

    подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;

    проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и обработка их результатов;

    системное изучение экономических и социальных процессов с использованием необходимого инструментария количественного и качественного анализа;

    участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ.

    участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;

    организация выполнения порученного этапа работы;

    оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;

    участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. с учетом правовых, административных и других ограничений.

 

Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП)

Код

компетенции

 

Наименование компетенции

Аналитический тип

ПК-1

Способен сформулировать и обосновать собственную точку зрения по социально-экономическим процессам в России и в мире

ПК-2

Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их решение  в  будущем

Научно-исследовательский тип

ПК-3

Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов

ПК-4

Способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

Расчетно-экономический тип

ПК-5

Способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии  с принятыми в организации стандартами

ПК-6

Способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач

ПК-7

Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

Финансовый тип

ПК-8

Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д.

Педагогический тип

ПК-9

Способен подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет,  методические рекомендации, используя отечественные и зарубежные источники информации

Организационно-управленческий тип

ПК-10

Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии

ПК-11

Способен использовать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. для принятия управленческих решений

Характеристики образовательных модулей программы

Базовый образовательный модуль (Major) обеспечивает фундаментальную подготовку студентов по дисциплинам математического и экономического цикла. Вариативный образовательный модуль (Major доп.) позволяет расширить индивидуальную образовательную траекторию студентов за счет дисциплин по выбору. Это предполагает включение в учебный план студента пакета дисциплин, способствующих приобретению компетенций в выбранной области.

Научно-исследовательские семинары (НИС) формируют компетенции, связанные с планированием и проведением исследований в той или иной области экономики, анализом литературы, в первую очередь публикаций по различным направлениям экономики, презентации результатов по теме исследования и написанию курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР). НИС является сквозной дисциплиной на весь период обучения.

Практика является обязательным элементом обучения.

Каждый студент образовательной программы завершает свое обучение публичной защитой ВКР в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА) перед государственной экзаменационной комиссией (ГЭК). Подготовка к ГИА осуществляется в рамках НИС, преддипломной практики и индивидуальной исследовательской работы студента с руководителем ВКР.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Экономика (заочная форма обучения)»

Перейти к содержанию программы