• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
5-й курс, 1 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины «Научно-исследовательский семинар» способствует формированию и развитию научно-исследовательских навыков  Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.  Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, по-становку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества.  Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для ре-шения поставленных исследовательских задач.  Способен выбрать инструментальные средства для обработки информации в со-ответствии с поставленной научной задачей, проанализировать результаты рас-четов и обосновать полученные выводы.  Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм.  Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубеж-ной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять закономерности изменения социально-экономических показателей.  Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии. В результате освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками:  Знать определения научного исследования, осознавать различие между типами научных исследований в экономике, осознавать различие между теоретико-прикладными и прикладными исследованиями;  Уметь работать с корпоративной отчетностью компаний;  Быть способен интерпретировать данные экономических обзоров, отчетов, выявлять закономерности при анализе статистических данных;  Приобрести опыт написания программы исследования, опыт разработки инструмента качественного/количественного исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является формирование и развитие научно-исследовательских компетенций студентов : • Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области. • Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества. • Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных исследовательских задач. • Способен выбрать инструментальные средства для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы. • Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм. • Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять закономерности изменения социально-экономических показателей. • Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует умение ясно сформулировать экономическую проблему
  • Демонстрирует умение работать с источниками статистических данных, является уверенным пользователем Excel, а также электронных библиографических баз
  • Демонстрирует знание теоретических экономических моделей в рамках курса, а также умение их использовать при анализе экономических процессов и явлений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 3. Разработка и апробация методики. Кейс-стади в экономике
    Модуль 1. Разработка и апробация методики Лекция с элементами практикума. Структура и содержание курса. Постановка центральной задачи курса. Организация работы курса, критерии оценки, формирование оценки. Содержание аудиторного контроля. Использование OneNote Class Notebook. Лекция с элементами практикума Методики измерения признаков в исследованиях потребительского поведения. Методики измерения различных аспектов функционирования организации. Системное описание объекта измерения. Операционализация. Шкалирование. Лекция с элементами практикума. Валидность и надежность измерения Понятия валидности и надежности. Оценка валидности. Оценка надежности. Семинар 1. Анализ функционирования объекта исследования Группы делают презентацию, в которой объясняет, как организован и функционирует рынок, организация и т.д., которые являются объектом исследования. Презентация делается на основании открытых источников, фокусированных интервью с участниками рынка, наблюдения. По итогам презентации должно быть ясно, какую пользу принесет разработанная методика тем, для кого она предназначена. Семинар 2. Анализ имеющихся методик и представление своей разработки Группы делают презентацию с наиболее важными методиками, решающими подобную или ту же задачу. Выбирают свою стратегию: разработка собственной методики или апробация существующей. Аргументируют, почему нужна их разработка/почему необходима апробация зарубежной методики. Представляют первый вариант своей разработки/существующую методику, которую планируют апробировать. Если методика англоязычная должен быть сделан корректный перевод. Семинар 3. Апробация методики Группы представляют план методического исследования для апробации методики. Презентация должна содержать аргументацию в пользу выбора площадок для апробации, объём выборки, приемы оценки надежности и валидности методики. Семинар 4 Презентация предварительных результатов апробации. Обсуждение возникающих проблем. Корректировка планов методических исследований. Семинар 5 Открытая презентация результатов научно-исследовательского проекта. Группы готовят презентацию. Критерии оценивания: соблюдение регламента, полнота представления, логика представления, визуализация, ответы на вопросы.
  • Раздел 1 Качественная методология
    Тема 1. Качественные исследования и обоснованная теория Функции качественного исследования. Основные особенности качественных исследований и их отличие от количественных, специфика программы, объекта и предмета качественных исследований. Определение обоснованной теории, порядок качественного исследования в рамках обоснованной теории. Проблема выбора исследовательской парадигмы для изучения феномена, критическое чтение теоретических работ. Особенности этапа предварительной подготовки в рамках обоснованной теории. Требования к качественному исследователю. Тема 2. Типология методов качественного исследования Интервью, включённое и невключённое наблюдение, фокус-группа контент-анализ и дискурс-анализ – их функции в научном исследовании и экономике. Специфика и типология основных методов качественного исследования по типу обрабатываемой информации (методы работы с текстом, человеком, предметным миром и повседневной жизнью индивида). Связь методов с научными теориями и концепциями.
  • Раздел 2. Количественная методология
    Тема 1. Научное исследование. Планирование научного исследования. Роль теории. Функции программы исследования. Структура и содержание программы исследования: проблема, цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотезы. Соотношение понятий методологии, метода, методики и техники. Поисковое, описательное, причинное. Качественное, количественное. Полевое, кабинетное. Тема 2. Количественные методы исследований Ситуации применения опроса. Возможности и ограничения опроса. Типы опросов. Операционализация и гипотезы. Программный и анкетный вопросы. Правила формулировки анкетных вопросов. Тема 3. Основы теории измерений Понятия измерения и шкалы. Типы шкал: номинальная, порядковая, интервальная, метрическая. Шкала Лайкерта. Выбор формата ответов. Допустимые статистические расчеты для каждого типа шкалы. Тема 4. Основы выборочного метода Выборочное и сплошное исследования, понятие выборки. Сроки, стоимость и качество как основные характеристики выборочного метода, их взаимосвязь. Понятие ошибки выборки. Систематическая и случайная ошибки. Надежность и валидность количественного исследования. Тема 5. Основы анализа количественных данных Определение анализа данных. Типы анализа данных. Описательный анализ данных: частотные распределения, меры средней тенденции, графики. Объяснительный анализ данных: таблицы сопряженности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен 1
    итог предыдущего курса
  • неблокирующий Экзамен 2
    Итог предыдущего курса
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Экзамен 1
    итог предыдущего курса
  • неблокирующий Экзамен 2
    Итог предыдущего курса
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Экзамен + 0.2 * Экзамен 1 + 0.3 * Экзамен 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Наместникова И. В. - МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 430с. - ISBN: 978-5-9916-3315-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metody-issledovaniya-v-socialnoy-rabote-425895