Паспорт образовательной программы
38.03.01 Экономика
Нет
4.5 года
Очно-заочная форма обучения, 240 з.е.
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Бакалавр
Нет
С применением
2021/2022 учебный год
Бухгалтерский учет
Финансовый менеджмент
2020/2021 учебный год
Бухгалтерский учет
Финансовый менеджмент
2016/2017 учебный год
Экономика и финансы фирмы
2015/2016 учебный год
Бухгалтерский учет
Экономика и финансы фирмы
Бакалаврская программа «Экономика» является академической программой, направленной на подготовку выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.
Выпускники ОП «Экономика» осваивают широкий спектр компетенций в различных функциональных областях экономики. Преимущества программы:
- Собственные образовательные стандарты подготовки, обеспечивающие качество преподаваемых дисциплин на уровне ведущих университетов;
- Высокий уровень подготовки по дисциплинам математического цикла и работы с данными.
- Наличие научного-исследовательского и проектного семинаров для формирования нежестких компетенций.
- Востребованность выпускников образовательных учреждений на рынке труда является одним из важнейших показателей эффективности образования.
Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению «Экономика» включает:
01 Образование и наука (в сферах: среднего профессионального, дополнительного образования; научных исследований).
08 Финансы и экономика:
в сфере исследований, анализа и прогнозирования социально-экономических процессов и явлений на микро- и макро- уровне в экспертно-аналитических службах (центрах экономического анализа, правительственном секторе, общественных организациях);
в сфере производства продукции и услуг, включая анализ спроса на продукцию и услуги и оценку их текущего и перспективного предложения, продвижение продукции и услуг на рынок, планирование и обслуживание финансовых потоков, связанных с производственной деятельностью;
в сферах кредитования, страхования, операции на финансовых рынках;
в сферах внутреннего и внешнего финансового контроля и аудита, финансового консультирования, управления рисками;
в сфере консалтинга.
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность и в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
Типы задач профессиональной деятельности, к решению которых готовится выпускник программы бакалавриата:
аналитический;
научно-исследовательский;
организационно-управленческий;
педагогический;
финансовый;
расчётно-экономический.
Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности будет готов решать следующие профессиональные задачи:
подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д.
критическое осмысление эмпирических процессов в экономике и финансовой сфере, теоретических и прикладных методов их анализа;
поиск информации, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
обработка массивов экономических данных в соответствии с задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
построение теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;
подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и обработка их результатов;
системное изучение экономических и социальных процессов с использованием необходимого инструментария количественного и качественного анализа;
участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ.
участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;
организация выполнения порученного этапа работы;
оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;
участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. с учетом правовых, административных и других ограничений.
Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП) | |
Код компетенции |
Наименование компетенции |
Аналитический тип | |
ПК-1 | Способен сформулировать и обосновать собственную точку зрения по социально-экономическим процессам в России и в мире |
ПК-2 | Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их решение в будущем |
Научно-исследовательский тип | |
ПК-3 | Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов |
ПК-4 | Способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов |
Расчетно-экономический тип | |
ПК-5 | Способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами |
ПК-6 | Способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач |
ПК-7 | Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты |
Финансовый тип | |
ПК-8 | Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. |
Педагогический тип | |
ПК-9 | Способен подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет, методические рекомендации, используя отечественные и зарубежные источники информации |
Организационно-управленческий тип | |
ПК-10 | Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии |
ПК-11 | Способен использовать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. для принятия управленческих решений |
Базовый образовательный модуль (Major) обеспечивает фундаментальную подготовку студентов по дисциплинам математического и экономического цикла. Вариативный образовательный модуль (Major доп.) позволяет расширить индивидуальную образовательную траекторию студентов за счет дисциплин по выбору. Это предполагает включение в учебный план студента пакета дисциплин, способствующих приобретению компетенций в выбранной области.
Научно-исследовательские семинары (НИС) формируют компетенции, связанные с планированием и проведением исследований в той или иной области экономики, анализом литературы, в первую очередь публикаций по различным направлениям экономики, презентации результатов по теме исследования и написанию курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР). НИС является сквозной дисциплиной на весь период обучения.
Практика является обязательным элементом обучения.
Каждый студент образовательной программы завершает свое обучение публичной защитой ВКР в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА) перед государственной экзаменационной комиссией (ГЭК). Подготовка к ГИА осуществляется в рамках НИС, преддипломной практики и индивидуальной исследовательской работы студента с руководителем ВКР.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Экономика (очно-заочная форма обучения)»