Бренд университета для абитуриентов важнее специальности
Абитуриенты часто воспринимают бренд университета как сигнал о качестве обучения в нем. Априори считается, что известный университет гарантирует высокий уровень подготовки. При этом сам факт учебы в статусном вузе оказался для опрошенных молодых людей важнее, чем выбранная специальность, уточнили Елена Савицкая и Наталья Алтунина в докладе «Репутационные эффекты и благоприятный отбор на рынке высшего образования». Исследование опиралось на опрос первокурсников столичных вузов (почти 2000 наблюдений) и Мониторинг качества приема в вузы.
Отчасти респонденты, по-видимому, ориентировались на логику работодателей, которые при отборе кандидатов также придают большое значение брендам вузов. Этот показатель в восприятии опрошенных связывался с хорошими карьерными перспективами (в ряде исследований показана и его связь с качеством жизни). Респонденты считают, что «не само по себе высшее образование, а именно престижный диплом позволит им профессионально реализоваться», говорится в докладе.
Опрошенные указывали, что хотели бы «иметь диплом, который открывает самые разные варианты карьеры, неважно, какая специальность там указана». Это желание заставляло абитуриентов поступать в престижные вузы с более высоким проходным баллом.
Выбор самых сильных учащихся, в свою очередь, тоже сказывается на репутации вузов, добавляют исследователи. Она «воспроизводится автоматически», поскольку эти университеты из года в год выбирают самые перспективные выпускники школ. Тем самым поддерживается высокий проходной балл в этих вузах, хотя качество образования в них может меняться. Даже в этом случае «репутация и узнаваемость вуза за счет длительной инерции могут оставаться вполне приемлемыми».