Целью освоения дисциплины является изучение продвинутых методов эконометрического анализа, их применения в экономической и финансовой сфере с использованием соответствующего программного обеспечения (Stata). Ключевой акцент делается на умении подобрать эконометрические методы, наиболее подходящие для исследовательской задачи, и их качественного применения с использованием современного программного обеспечения.
Цель освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является изучение продвинутых методов эконометрического анализа, их применения в экономической и финансовой сфере с использованием соответствующего программного обеспечения (Stata).
Планируемые результаты обучения
Владеет методами построения регрессий и оценивает качество моделей.
Владеет приёмами построения несмещённых и эффективных оценок регрессии в условиях гетероскедастичности.
Владеет тестами остатков на наличие автокорреляций.
Владение программными процедурами Stata для оценивания моделей и теоретическими знаниями для обоснования и интерпретации результатов
Иметь понятие об автокорреляции случайной составляющей
Использует метод максимального правдоподобия и модели бинарного выбора.
Умеет использовать вывод программного пакета Stata для проверки статистических гипотез и построения доверительных интервалов парной регрессии.
Умение оценивать и интерпретировать вероятностные модели бинарного выбора
Уметь анализировать временные ряды
Студент понимает, что из себя представляют панельные данные и знает об их преимуществах. Кроме того, студент знаком с такими понятиями, как: сбалансированная и несбалансированная панель, модель сквозной регрессии, модель с фиксированным эффектом (FE) и модель со случайным эффектом (RE). Также, студент способен применять знания о панельных данных на практике в статистической среде RStudio.
Способен протестировать временные ряды на наличие причинно-следственных связей. Способенг оценить порядок и параметры модели векторной авторегрессии. Способен провести тест Чоу (F-тест) и LR тест. Способен построить интервальный и имитационный прогноз с помощью VAR модели. Способен оценить параметры модели VMA и модели VARMA. Способен вычислить функции ответа на импульс (IRF).
Умеет анализировать нестационарные неоднородные временные ряды
Умеет анализировать стационарные неоднородные временные ряды
Называет последствия автокорреляции.
Записывает модели бинарного выбора.
Готовить данные к анализу в Stata
Владеет понятием об эндогенности. Умеет применять метод инструментальных переменных. Различает сильные и слабые инструменты. Владеет тестом Хаусмана проверки экзогенности регрессоров. Применяет обобщенный метод моментов.
2.1.1. Оценивать параметры линейной регрессионной модели. Выявлять преимущества и недостатки различных методов оценивания. Владеть МНК, матричной системой обозначений, операторами-проекторами, свойствами, геометрической интерпретацией МНК, свойствами оценок МНК при отсутствии предположения о случайном характере ошибок.
2.2. Оценивать классическую линейную регрессию в предположении о случайном характере ошибок. Анализировать статистические характеристики ошибок, остатков, МНК-оценок параметров. Применять теорему Гаусса-Маркова. Интерпретировать несмещенную оценку дисперсии ошибок.
3.3. Выявлять гетероскедастичность случайного возмущения и ее причины. Анализировать внешние признаки, методы диагностики. Владеть свойствами оценок МНК при наличии гетероскедастичности. Оценивать модели с гетероскедастичными ошибками. Применять взвешенный метод наименьших квадратов. Применять доступный обобщенный метод наименьших квадратов.
3.4. Выявлять автокорреляцию в линейных моделях. Определять внешние признаки, тесты.
4.1. Владеть оценкой максимального правдоподобия (ML), концепцией, общими свойствами оценок ML.
4.2. Владеть оценкой максимального правдоподобия параметров линейной регрессионной модели, критериями для тестирования гипотез в линейной модели. Применять тесты Вальда (W), множителей Лагранжа (LM), отношения правдоподобия (LR) для тестирования общих ограничений в классической регрессионной модели. Владеть QML, понятием об обобщенном методе моментов (GMM).
8.1. Различать преимущества использования панельных данных. Выявлять трудности, возникающие при работе с панельными данными.
8.2. Владеть понятием о модели однокомпонентной ошибки или модели со специфическим индивидуальным эффектом. Выбирать спецификацию модели. Анализировать детерминированный и случайный индивидуальный эффект. Применять операторы «Between» и «Within». Анализировать виды оценок. Применять сравнительный анализ оценок.
8.3. Тестировать спецификации в моделях панельных данных. Владеть тестом Хаусмана, тестом на наличие случайного индивидуального эффекта, тестом на наличие детерминированного индивидуального эффекта.
Оценивать динамические пространственные модели на панельных данных
Оценивать базовые модели панельных данных
Содержание учебной дисциплины
Множественная линейная регрессия
Тестирование моделей в условиях отклонений от КЛРМ
Модели с ограниченными зависимыми переменными
Анализ временных рядов
Анализ панельных данных
Элементы контроля
Самостоятельная работа
Микроконтроли
Микроконтроли по теории
Проект
Экзамен (тест)
Промежуточная аттестация
2024/2025 1st semester
0.2 * Микроконтроли + 0.3 * Проект + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен (тест)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Econometric analysis of cross section and panel data, Wooldridge, J. M., 2002
Introductory econometrics : a modern approach, Wooldridge J.M., 2006
Introductory econometrics : a modern approach, Wooldridge, J. M., 2020
Путеводитель по современной эконометрике : учеб.-метод. пособие, Вербик М., Айвазян С.А., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
Kossov, V., & Kossova, E. (2013). Gasoline price as social phenomenon. MPRA Paper. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.pra.mprapa.48720
Kossova, T., Kossova, E., & Sheluntcova, M. (2018). Anti-smoking policy in Russia: Relevant factors and program planning. Evaluation and Program Planning, (C), 43. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.epplan.v69y2018icp43.52
Tatiana Kossova, Elena Kossova, & Maria Sheluntcova. (2014). Estimating the Relationship Between Rate of Time Preferences And Socio-Economic Factors In Russia. European Research Studies Journal, (1), 39. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ers.journl.vxviiy2014i1p39.68
Vladimir Kossov, & Elena Kossova. (2013). International dispersion of retail diesel fuel prices and the estimation of normal price values. HSE Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.hig.wpaper.27.ec.2013
Вакуленко, Е. С. Эконометрика (продвинутый курс). Применение пакета Stata : учебное пособие для вузов / Е. С. Вакуленко, Т. А. Ратникова, К. К. Фурманов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12244-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518580 (дата обращения: 04.07.2025).
Преподаватель
Кашин Дмитрий Викторович
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы