• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия науки

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Целью изучения дисциплины «Философия науки» является знакомство студентов с основными проблемами современной философии науки, а также с основными понятиями, которыми пользуются историки и философы науки. Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла. Формат изучения дисциплины: с использованием онлайн-курса. В результате освоения учебной дисциплины, студенты должны: Знать: • предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы об-щества; • основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки; Уметь: • использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных за-дач; • ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития; • применять на практике базовые профессиональные навыки; • отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте; Владеть: • информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и от-стаивать собственную точку зрения. • навыками методологического анализа в области теоретических и прикладных ис-следований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью изучения дисциплины «Философия науки» является знакомство студентов с основными проблемами современной философии науки, а также с основными понятиями, которыми пользуются историки и философы науки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в классических и современных концепциях философии науки, знает и может участвовать в обсуждении классических текстов.
  • Понимает внутреннюю взаимосвязь структурных уровней и форм научного знания, имеет представление об основных методах научного исследования
  • Знает об основных этапах развития науки, имеет представление о базовых концепциях и проблемах античной, средневековой, классической, неклассической и постнеклассической науки
  • Знает и может участвовать в обсуждении классических работ К. Поппера и Т. Куна
  • Имеет представление об актуальных проблемах современной науки
  • Имеет представление об основных этапах становления философии техники, владеет концептуальным аппаратом современной философии техники
  • Знает историю развития техники – от техники в доиндустриальный период до современности; понимает взаимосвязь технического и социального прогресса
  • Имеет представление о ключевых концепциях технических наук и их философском базисе
  • Имеет представление о ключевых принципах социальной экспертизы в технике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 6. Техника как объект исследования. Понятие техносферы
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 7. Технические знания, этапы развития технических знаний
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 8. Технические науки, теория в технических науках
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
  • Раздел 9. Социальная экспертиза и социальная ответственность в технике
    https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * аудиторная работа + 0.5 * самостоятельная работа
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * аудиторная работа + 0.3 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.2 * самостоятельная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Рузавин, Г.И. Философия науки: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Г.И. Рузавин. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 400 с. - ISBN 978-5-238-01291-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028837
  • Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей / Мареева Е. В., Мареев С. Н., Майданский А. Д. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 332 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Аспирантура) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010333-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/540980

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История и философия науки: учеб. пособие / Э.В. Островский. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 324 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/754490
  • История и философия науки: Учебное пособие / М.В. Вальяно; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-269-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/244728
  • История и философия науки: Учебное пособие / Островский Э.В. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 328 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9558-0283-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/369300
  • Яскевич Я.С. - ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 315с. - ISBN: 978-5-534-05194-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-i-metodologiya-nauki-v-2-ch-chast-2-421602