• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория и история менеджмента

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Теория и история менеджмента», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.03.02 Менеджмент, обучающихся по образовательной программе «Управление бизнесом».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Теория и история менеджмента» являются: изучение отечественных и зарубежных систем менеджмента и особенностей их эффективного применения в современной практике, подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности как исполнителей или руководителей младшего уровня, либо к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре. Формирование необходимых менеджеру социальных и личностных качеств: толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств, а также формирование у студентов управленческого мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует и распознает базовые принципы и концепции менеджмента
  • Организовывает эффективные формы межличностной коммуникации в целях проведения системного анализа организации, выявления организационных проблем и предложения вариантов их решения, а также презентации результатов как в устной, так и письменной форме профессиональной аудитории
  • Разрабатывает управленческие решения с обоснованием их достоинств и недостатков
  • Аргументированно защищает собственную точку зрения по вопросам управления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Донаучный период развития управленческой мысли
    Тема 1. Управленческие революции: Управленческая мысль в древних цивилизациях Религиозно – коммерческая управленческая революция. Древний Шумер и древний Египет. Светско – административная управленческая революция. Свод законов Хаммурапи. Производственно-строительная управленческая революция. Деятельность Навуходоносора II. Римская империя и развитие управления. Вклад Сократа. Вклад Аристотеля. Управленческая мысль эпохи возрождения и надвигающейся индустриализации Менеджмент в эпоху Возрождения. Четвертая управленческая революция. Отделение управления от собственности. Принципы управления Н. Макиавелли. Перемещение центра менеджмента в Англию. А.Смит о сущности управленческого труда. Утопия Оуэна, его вклад в развитие менеджмента. Зарождение теории менеджмента в США. Бюрократическая управленческая революция.
  • Теоретико – методологические основы теории менеджмента
    Тема Содержание деятельности менеджера Управление как вид деятельности. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Уровни менеджмента в организации: низовой, средний, высший. Базовые компетенции менеджера. Тема Организация как объект управления Понятие организации. Модель 7-S (Т. Питерс, Р. Уотерман, Дж. Филипс). Модель шести ячеек М. Вайсборда. Управление социально-экономическими системами. Внешняя организационная среда: общая (генеральная) среда, среда задач (функциональная среда), внутренняя среда. Общая среда: международное измерение, технологическое измерение, социокультурное измерение, экономическое измерение, законодательное (политическое) измерение. Среда задач: потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда. Взаимоотношения организация – внешняя среда: неопределенность среды, адаптация к условиям среды. Внутренняя организационная среда: цели и задачи, структура, технология, люди. Жизненный цикл организации по И. Адизесу. Болезни роста по Филоновичу. Этапы жизненного пути Л.Э. Грейнера.
  • Функции управления
    Тема 11. Планирование как функция управления Планирование в жизни человека. Планирование в организации. Последовательность планирования (по временным периодам, по сферам деятельности, по уровням и объектам управления). Постановка целей. Уровни целей и планов в организации. Краткосрочные и долгосрочные планы. Оперативные, тактические и стратегические планы. Иерархия целей. Понятие миссии. Подходы к планированию в условиях недостатка информации (соотношение рационального подхода и интуиции). Взаимосвязь функции планирования с другими функциями управления. Цикл PDCA (цикл Э. Деминга). Тема 12. Основы стратегического менеджмента Определение понятия «стратегический менеджмент». Основополагающая стратегия организации: стратегия роста, стратегия стабилизации, стратегия экономии. Корпоративная стратегия, матрица BCG. Стратегия бизнес-единицы: конкурентные силы и стратегии М. Портера. Стратегия функционального уровня. Процесс стратегического менеджмента: от формулирования стратегии к внедрению, SWOT-анализ. Реализация и контроль стратегии. Тема 13. Организация как функция управления Организационная функция менеджмента: Понятие организационной структуры. Построение организационной структуры, распределение властных полномочий. Линейные и вспомогательные властные полномочия. Ответственность. Делегирование. Централизация и децентрализация полномочий. Норма управляемости. Преимущества и недостатки централизации и децентрализации полномочий. Вертикальные и плоские организационные структуры управления. Специализация труда. Традиционные типы организационных структур: линейная, функциональная, дивизиональная, матричная. Современные типы организационных структур: командный и сетевой подходы к организационной структуре. Достоинства и недостатки организационных структур различных типов. Взаимосвязь функции организации с другими функциями менеджмента. Тема 14. Мотивация как функция управления Понятие мотивации. Мотивация внутренняя и внешняя. Взгляды современного менеджмента на роль человека в деятельности организации. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Традиционный подход к анализу мотивации. Подход с позиций человеческих отношений. Подход с позиций человеческих ресурсов. Современный подход. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум) как примеры процессуального подхода к анализу мотивации. Современные подходы к трудовой мотивации. Мотивационная теория подкрепления. Сложность построения комплексной теории мотивации. Удовлетворенность работой и мотивация. Взаимосвязь функции мотивации с другими функциями менеджмента. Тема 15. Контроль как функция управления Объект организационного контроля. Этапы традиционного процесса контроля. Фокус организационного контроля: упреждающий контроль, сопутствующий контроль, контроль с обратной связью. Самоконтроль и контроль на уровне организации. Анализ результатов контроля. Корректирующее действие. Регулирование. Подходы к контролю качества: традиционный бюрократический контроль, децентрализованный контроль. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Поведенческие причины неприязни менеджеров к функции контроля. Взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента.
  • Связующие процессы в менеджменте
    Тема 16. Связующие процессы в менеджменте: коммуникации Понятие «коммуникации». Коммуникации между людьми. Коммуникационный процесс в организации. Коммуникации между организацией и внешней средой. Виды организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные коммуникации в организации: восходящие, нисходящие и горизонтальные. Невербальные коммуникации. Командные коммуникации. Неформальные коммуникации в организациях: управление, основанное на выходах в народ, виноградная лоза. Барьеры при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях. Тема 17. Связующие процессы в менеджменте: принятие решений Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Типы решений: программируемые и непрограммируемые. Уверенность, риск, неуверенность и неопределенность. Модели принятия решений: классическая модель, административная модель. Этапы рационального принятия решений. Методы принятия решений: Количественные методы, Качественные методы. Индивидуальные стили принятия решения. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа). Тема 18. Связующие процессы в менеджменте: лидерство в организации Понятие лидерства. Лидерство и менеджмент. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Способы укрепления личной власти. Возможная избыточность власти и необходимость делегирования. Условия эффективного делегирования. Теории лидерских качеств: Р. Стогдилл, У. Беннис. Концепции лидерского поведения. Авторитарный, Демократический и Либеральный стили руководства. Континуум лидерского поведения по Р. Таннебауму и У. Шмидту. Исследования Мичиганского университета. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Ситуационная модель руководства Фидлера. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Современные теории лидерства. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер). «Двигатели» лидерства Н. Тичи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * аудиторная работа + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История менеджмента : учеб. пособие, Коргова М.А., Салогуб А.М., 2010
  • Менеджмент : учебник : пер. с англ., Дафт Р.Л., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Менеджмент. Маркетинг. Лидерство. Лучшее за 2015 год: Справочное пособие - М.:Альпина Паблишер, 2017. - 212 с.: 60x90 1/16. - (Harvard Business Review 10 лучших статей) (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6187-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002609
  • Управление бизнесом. Серия Harvard Business Review. Альпина Паблишер. URL: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/8923