• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ региональных факторов развития бизнеса

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины «Анализ региональных факторов развития бизнеса» способствует достижению следующих целей: дать развернутое понимание пространственно-территориального развития и формирования региональной структуры РФ; расширить понимание о механизмах стратегического управления развитием территорий; изучить и проанализировать региональные факторы развития бизнеса; изучить методологию и дать практику в оценке региональных факторов развития бизнеса; овладеть новыми знаниями, отражающими предметное поле развития бизнеса в регионах; повысить уровень профессиональной подготовки обучаемых в области стратегического управления при реализации стратегий социально – экономического развития регионов; профессионально и квалифицированно анализировать и исследовать явления (процессы) и прогнозировать перспективы их развития в региональном бизнесе. В результате освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками: Знать: понятийный аппарат; основные цели, задачи, содержание и специфику социально – экономических процессов развития территорий в РФ; знать основы методологии стратегического анализа и управления пространственным развитием; макроэкономические факторы развития экономики регионов и региональные факторы развития предпринимательства и бизнеса; функциональную роль, состояние и проблемы малого и среднего бизнеса, региональные меры поддержки малого бизнеса; основные задачи, принципы и состояние политики по развитию регионального предпринимательства и бизнеса; анализ и оценку региональных факторов и их влияние на развитие предпринимательства и бизнеса в регионе; основные направления повышения эффективности управления развитием малого и среднего бизнеса. Уметь: применять методы и модели анализа, прогнозирования и планирования развития предпринимательства и бизнеса; осуществлять поиск и оценку новых рыночных возможностей и формирования бизнес – идеи; организовывать предпринимательскую деятельность; оценивать социально – экономические условия для осуществления предпринимательской деятельности; взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами в процессе предпринимательской деятельности; оценивать риски при организации предпринимательства и бизнеса; представлять разработанные результаты анализа, оценки региональных факторов влияния на развитие бизнеса. Иметь навыки: работы с нормативными актами, статистическими данными, документами, а также с материалами по предпринимательству и бизнесу; подготовки анализа социально – экономического состояния региона, рыночных региональных возможностей для развития предпринимательства и бизнеса; формирования и разработки бизнес – идеи; поиска, обработки и представления необходимой информации для подготовки и обоснования управленческих решений по проблемам предпринимательства и бизнеса; проводить анализ региональных факторов развития бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Анализ региональных факторов развития бизнеса» являются: дать развернутое понимание пространственно-территориального развития и формирования региональной структуры РФ; расширить понимание о механизмах стратегического управления развитием территорий; изучить и проанализировать региональные факторы развития бизнеса; изучить методологию и дать практику в оценке региональных факторов развития бизнеса; овладеть новыми знаниями, отражающими предметное поле развития бизнеса в регионах; повысить уровень профессиональной подготовки обучаемых в области стратегического управления при реализации стратегий социально – экономического развития регионов; профессионально и квалифицированно анализировать и исследовать явления (процессы) и прогнозировать перспективы их развития в региональном бизнесе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует и оценивает социально – экономические процессы и события, происходящие в стране и регионах РФ
  • Оценивает воздействие макроэкономической среды на функционирование региональной хозяйственной системы
  • Оценивает экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности
  • Анализирует и оценивает региональные факторы и их влияние на развитие бизнеса в регионе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Пространственная организация региональной экономики
    Тема 1. Обзор теоретических подходов к анализу региональных факторов развития бизнеса Теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Теории размещения производства: И. Тюнен, А. Вебер, В. Кристаллер, Э.Хекшер, Б. Олин, А. Леш. Теория производителя: Ф. Перру, Т. Хагерстранд, Д. Фридман. Тема 2. Региональные факторы развития бизнеса Основные макроэкономические показатели региона. Комплекс макроэкономических индикаторов для региональных экономических систем. Современные тенденции в развитии экономического пространства. Классификация регионов по типу организации экономического пространства. Концепция теории стадии роста Д. Белла, общий прогноз развития макроэкономической ситуации. Региональные факторы развития бизнеса. Роль бизнеса в социально – экономическом развитии региона, анализ региональных факторов развития бизнеса, содержание, возможности и влияние на развитие. Влияние основных макроэкономических факторов на инновационную активность развития в регионе. Тема 3. Пространственный аспект концепции долгосрочного социально-экономического развития России Понятие «пространство», его соотношение с понятиями территория, регион, район, зона. Уровни пространства: глобальный, мегарегиональный, страновой, региональный, муниципальный. Методы и модели размещения. Элементы пространственного развития: регионализация пространства. Факторы специализации пространства: ресурсы, навыки населения, положение, социальные и экономические последствия диспропорций. Инструменты борьбы с диспропорциями. Комплексный инфраструктурный подход к управлению развитием территории. Стратегическое управление пространственным развитием, как процесс проектного управления, формирования новых форм пространственной организации экономики посредством создания бизнес – территорий в границах региона.
  • Развитие крупного, среднего и малого бизнеса в регионе
    Тема 4. Предпринимательство в современной России. Место и роль предпринимательства в экономике региона. Предпринимательство, его возрождение и специфика в России. Формы и виды предпринимательства. Сущность предпринимательства. История развития предпринимательства. Основные проблемы развития предпринимательства. Функции и место в рыночной экономике. Состояние законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. Федеральные и региональные программы поддержки предпринимательства в России. Развитие предпринимательства в регионах РФ. Внутрифирменное предпринимательство. Тема 5. Функциональная роль крупного бизнеса в социально-экономическом пространстве. Состояние и проблемы крупного бизнеса: региональный аспект. Теоретические, методологические и практические аспекты регионального развития. Типы стратегий реформирования экономики регионов. Формирование устойчивых источников конкурентных преимуществ - основа стратегии предпринимательского развития экономики региона. Важные источники конкурентных преимуществ. Бизнес и власть в российских регионах: новые парадигмы взаимодействия. Тема 6. Функциональная роль малого и среднего бизнеса. Состояние и проблемы малого бизнеса: региональный аспект. Факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства в России. Современные подходы к оценке инвестиционного климата в регионе. Российские проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса. Позиционирование малого бизнеса в эволюционном региональном развитии. Динамические индикаторы развития малого бизнеса. Факторы, формирующие деловой климат в регионе. Тема 7. Бизнес и теневая экономика. Развитие бизнеса как фактор устойчивого роста экономики региона Сущность и основные черты малых предприятий. Место малого бизнеса в экономической системе. Проблемы малого бизнеса в регионах. Структура малого бизнеса в России. Требования к государству со стороны предпринимательской деятельности. Теневая экономика в современной России. Причины формирования теневой экономики в России. Наличие теневого сектора в регионе. Неформальные платежи. Теневая составляющая малого бизнеса. Проблемы, которые затрудняют выход бизнеса «из тени». Теневая экономика, как сектор малого бизнеса. Питательная среда теневой экономики. Следствия наличия теневого сектора. Понятие и сущность регионального малого бизнеса. Национальные особенности малого бизнеса в зарубежных странах. Основные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий в зарубежных странах. Направление воздействия малого бизнеса на экономику региона. Законодательные решения в малом и среднем бизнесе. Состояние нормативной базы, регулирующей развитие и поддержку малого бизнеса. Основные экономические черты малого предпринимательства. Место малых предприятий в экономической системе региона. Важнейшие социальные факторы наличия малых предприятий. Региональные препятствия формирования предпринимательского слоя в регионе. Анализ уровня и динамики малого бизнеса в региональном разрезе. Динамические индикаторы развития малого бизнеса в регионе. Место и роль малого бизнеса в экономике региона.
  • Теоретико-методологический стратегический анализ экономики региона
    Тема 8. Региональные проблемы социально-экономического и территориального развития. Формирование конкурентоспособных региональных кластеров Регион, как социально – экономическая система. Общее понятия рынка. Классификация рынков. Система региональных рынков. Формирование и развитие рынков в регионе. Особенности и принципы регулирования процесса развития локального регионального рынка. Формирование благоприятной предпринимательской среды в регионе. Формирование конкурентоспособности в регионе. Главные экономические выгоды объединения регионов. Проблемы методологического и методического характера в области стратегического управления социально – экономическим развитием региона. Причины медленного внедрения современных институтов в систему государственного управления региональным развитием. Наиболее острые проблемы территориального развития. Ключевые вопросы экономического развития региона. Характеристика макроэкономических факторов. Перспектива совершенствования макроэкономических факторов в регионе. Особенности структурных преобразований в основных видах экономической деятельности. Роль и место малого бизнеса в развитии кластеров. Основные характеристики кластеров. Влияние кластеров на конкурентоспособность. Региональная политика в отношении кластеров и усиление привлекательности региона. Региональные кластеры как новое явление в развитии региона. Уровень региональной интеграции в развитие кластеров. Взаимосвязь региональной, инновационной и кластерной политик. Эффективность кластеризации региональной экономики. Региональные кластеры, как форма территориальной организации экономики. Структура региональных инновационных кластеров (РИК). Место малого бизнеса в кластерной политике, малые предприятия в системе кластеров. Тема 9. Основные задачи, принципы и состояние политики по развитию регионального бизнеса. Региональные меры по поддержке бизнеса Сущность региональной политики. Основные цели региональной политики. Борьба с региональным неравенством. Приоритеты региональной политики: ориентация на выравнивание или развитие конкурентоспособности. Содержание региональных программ развития. Инвестиционная региональная программа развития. Инвестиционная политика. Пространственные процессы в ходе рыночной трансформации . Усиление межрегиональных различий и контрастов. Рост региональных диспропорций. Концентрация экономики в столичном регионе и крупных городах. Замедление колонизации северных и восточных регионов. Бизнес разного уровня, как фактор развития региона. Преимущество регионального малого бизнеса на современном этапе формирования новой российской экономики. Качественные изменения в сущности самого малого бизнеса. Новые отношения малого бизнеса с региональными местными властями. Рейтинг лучших регионов для малого бизнеса. Региональные меры по поддержке малого и среднего бизнеса.
  • Взаимодействие бизнеса и региональной власти
    Тема 10. Анализ и оценка региональных факторов и их влияние на развитие бизнеса в регионе Три главных фактора влияния на социально-экономическое развитие региона (рыночный, конкурентный, производственный). Две группы факторов по П. Кругману (факторы первой и второй природы). Региональные факторы, оказывающие влияние на малый бизнес в различных секторах экономики. Региональные условия для развития деловой активности. Независимая система поддержки, помощи и расширения малого бизнеса. Методика оценки с использованием показателей регионального развития. Оценка потенциала предпринимательства в регионе. Анализ регионального бизнес – климата. Определение приоритетов развития и роль бизнеса в их реализации. Оценка финансового потенциала предпринимательства в регионе. Оценка состояния малого бизнеса в регионе: проблемы и пути их решения. Система показателей оценки состояния малого бизнеса в регионе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Жихаревича Б.С., Одинг Н.Ю., Русецкой О.В., Под общ. ред. Лимонова Л.Э. - РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 319с. - ISBN: 978-5-534-05251-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionalnaya-ekonomika-i-prostranstvennoe-razvitie-v-2-t-tom-1-432782
  • Под ред. Жихаревича Б.С., Одинг Н.Ю., Русецкой О.В., Под общ. ред. Лимонова Л.Э. - РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-05252-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionalnaya-ekonomika-i-prostranstvennoe-razvitie-v-2-t-tom-2-433076

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Назин К. Н., Кокурин Д. И. - ЭКОНОМИКА РОССИИ. ИНФРАСТРУКТУРА. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 277с. - ISBN: 978-5-534-10612-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekonomika-rossii-infrastruktura-430917
  • Угрюмова А. А., Ерохина Е. В., Савельева М. В. - РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ 2-е изд. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 477с. - ISBN: 978-5-534-07638-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionalnaya-ekonomika-i-upravlenie-433564