• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дизайн бизнес-процессов

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Дизайн бизнес-процессов» являются:  систематизация и углубление имеющихся знаний по общему менеджменту, процессному управлению, взаимосвязи системы стратегического управления и управлении процессами;  изучение концептуальных основ процессного подхода, как современного инструмента управления компаниями;  освоение инструментов и методов моделирования, анализа и оптимизации бизнес-процессов компании;  исследование стратегий и тактик управления организационными изменениями в компании при реинжиниринге и обновлении бизнес-процессов. Настоящая дисциплина относится к вариативной профильной части учебного плана.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Дизайн бизнес-процессов» являются:  систематизация и углубление имеющихся знаний по общему менеджменту, процессному управлению, взаимосвязи системы стратегического управления и управлении процессами;  изучение концептуальных основ процессного подхода, как современного инструмента управления компаниями;  освоение инструментов и методов моделирования, анализа и оптимизации бизнес-процессов компании;  исследование стратегий и тактик управления организационными изменениями в компании при реинжиниринге и обновлении бизнес-процессов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает суть, преимущества и ограничения процессного подхода. Строит процессную модель компании на основе реализуемых бизнес-функций. Знает все основные компоненты бизнес-процесса
  • Разрабатывает проекты организационных структур организаций, моделирует основные и вспомогательные бизнес-процессы, с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений. Обладает навыками работы в команде по моделированию анализу и совершенствованию бизнес-процессов. Умеет использовать Business Studio, BPSimulator, Bizagi Modeler для моделирования, анализа и оптимизации бизнес-процессов
  • Знает основные направления и обладает необходимым инструментарием диагностики процессов компании. Способен провести сравнительный анализ процессных моделей, определить причинно-следственные связи проблем в бизнес-процессах на примере компаний. Обладает навыками организации последовательной программы изменений на уровне бизнес-процессов, операций. Владеет методами и инструментами анализа бизнес-процессов. Способен применять принципы PDCA.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Процессная организация и управление бизнес-процессами
    Тема 1. Процессный подход к управлению Что такое управление бизнес процессами (BPM)? Сравнение процессного и функционального подходов к управлению. Цикл PDCA: планирование, выполнение, анализ, воздействие. Уровни процессной зрелости. Инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Принципы реинжиниринга. Последовательность реинжиниринга. Понятие бизнес-процесса. Операции, функции, процессы. Вход, выход и ресурс бизнес-процесса. Владелец процесса. Клиенты (потребители) процессов. Типовые элементы бизнес-процесса. Внутренние и внешние клиенты. Пять составляющих процесса: технология, персонал, материалы, оборудование, производственная среда. Технология процесса. Регламент бизнес-процесса. Система показателей процесса. Структура функционального блока бизнес-процесса. Тема 2. Выделение бизнес-процессов организации Классификация бизнес-процессов организации. Основные процессы. Вспомогательные (обеспечивающие) процессы. Управляющие (руководящие) процессы. Характеристики и клиенты основных типов процессов. Процессы верхнего уровня. Подпроцессы. Горизонтальные процессы. Сквозные (межфункциональные) процессы. Цепочки сквозных процессов. Границы процессов. Декомпозиция процессов. Сеть процессов. Особенности выделения бизнес-процессов организации при различных формах организации управления организацией. Правила выделения бизнес-процессов. Назначение владельцев бизнес-процессов. Формулирование целей выделения процессов. Выделение процессов по структурным подразделениям. Выделение внешних клиентов организации. Определение входов и выходов организации в целом. Составление перечня основных бизнес-процессов, формулирующих выходы организации. Определение внутренних входов и выходов основных и вспомогательных бизнес-процессов. Описание бизнес-процесса. Распределение функций по структурным подразделениям. Регламентация бизнес-процессов. Варианты методик разработки моделей бизнес-процессов. Уровни непрерывного улучшения бизнес-процессов (BPI).
  • Раздел 2. Методы и инструменты моделирования бизнес-процессов
    Тема 3. Регламентация бизнес-процессов. Моделирование бизнес-процессов Цели формирования шаблона регламента бизнес-процесса. Структура шаблона регламента бизнес-процесса. Основные объекты блок-схемы описания бизнес-процесса. Преимущества использования блок-схем для описания бизнес-процессов. Диаграмма SIPOC. Кроссфункциональные диаграммы. Нотации класса WorkFlow. Отличия систем Workflow от других систем. Архитектура ARIS. Семейство методологий ARIS. Типы моделей ARIS. Правила описания процессов. Сравнительный анализ ARIS с другими нотациями. Организационные модели Organizational Chat. Функциональные модели Function Tree. Модели EPC. Диаграмма окружения функций. Модели входов-выходов. Дерево продуктов. Диаграммы окружения продуктов. Модель технических ресурсов. Интеграция ARIS с другими системами. Основные понятия. Нотации IDEF0 и IDEF3. Основные объекты. Сравнительный анализ IDEF с другими нотациями.
  • Раздел 3. Подходы к анализу, оптимизации и управлению эффективностью бизнес-процессов
    Тема 4. Оптимизация бизнес-процессов Ценность с точки зрения потребителя. Процесс создания ценности для потребителя. Анализ бизнес-процессов: инструменты выявления проблем и потерь в операциях. Выбор процессов для анализа. Имитационное моделирование в средах Bizagi, BPSimulator. Цикл DMAIC. Пошаговый план проекта по анализу и оптимизации процесса. Сбор информации о процессе: выход на гемба, анализ документов, интервьюирование, контроль-ные листки, диаграмма Парето, диаграмма «спагетти», хоронометрирование. Инструменты анализа проблемы: причинно-следственная диаграмма Исикавы, анализ коренной причины (дерево проблем), диаграмма рассеивания, гистограмма. Построение и карты потока создания ценности. Цифровизация бизнес-процессов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 282с. - ISBN: 978-5-534-05048-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-1-408656
  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 228с. - ISBN: 978-5-534-09385-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-2-427727
  • Куприянов Ю. В., Кутлунин Е. А. - МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ БИЗНЕС-СИСТЕМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 128с. - ISBN: 978-5-534-08500-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modeli-i-metody-diagnostiki-sostoyaniya-biznes-sistem-425143

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова ; под редакцией О. И. Долгановой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 289 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00866-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433143 (дата обращения: 25.11.2019).
  • Куприянов Ю. В. - БИЗНЕС-СИСТЕМЫ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 208с. - ISBN: 978-5-534-11758-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/biznes-sistemy-osnovy-teorii-upravleniya-454980