• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегический анализ и моделирование бизнеса

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Стратегический анализ и моделирования бизнеса» является получение студентами базовых знаний, навыков и умений в области построения и управления бизнесом, формирование у студентов системного представления о методах и инструментах стратегического анализа, основах бизнес-моделирования, структуре бизнес-модели. Настоящая дисциплина относится дисциплинам специализации ОП общего профиля. Пререквизиты: «Стратегический менеджмент», «Теория организации и организационное поведение». Формат изучения дисциплины: без использования онлайн курса. Знать: основные подходы к формированию бизнес-модели, структуру бизнес-модели, основы стратегического анализа для построения модели нового бизнеса или реструктуризации действующего; Уметь: анализировать текущую ситуацию компании, принимать обоснованные стратегические решения, доказывать необходимость внесения изменений в действующую модель бизнеса или обосновывать выбор бизнес-модели для нового бизнеса, использовать знания, полученные при решении кейсов и практических задач; Иметь навыки: формирования бизнес-модели, принятия управленческих решений, связанных с выбором модели бизнеса, целевой аудитории, описания ценностного предложения, определения ключевых партнеров и структуры расходов, для обеспечения ключевых видов деятельности, а также иметь навыки презентации проектов по построению бизнес-модели на примере существующего бизнеса либо нового проекта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Стратегический анализ и моделирования бизнеса» является получение студентами базовых знаний, навыков и умений в области построения и управления бизнесом, формирование у студентов системного представления о методах и инструментах стратегического анализа, основах бизнес-моделирования, структуре бизнес-модели.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основы стратегического анализа
  • Умеет анализировать текущую ситуацию компании
  • Умеет разрабатывать стратегию, анализировать текущую ситуацию компании, принимать обоснованные стратегические решения
  • Знает разные способы анализа, основные подходы к формированию бизнес-модели, структуру бизнес-модели.
  • Знает особенности подходов. Применяет на практике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стратегия. Базовые стратегии развития и роста. Основные тренды современного бизнеса.
    Виды стратегий. Стратегии развития и роста по Портеру, Ансоффу. Конкурентные войны по Трауту. Роль стратегического анализа в построении стратегии. Цели и задачи стратегического анализа. Связь стратегического анализа и построения модели бизнеса. Изменения рыночной среды и их влияние на бизнес.
  • Тема 2. Стратегический анализ и диагностика компании: внешний и внутренний анализ компании.
    Внутренняя и внешняя эффективность фирмы, ее связь с ключевыми факторами успеха и конкурентными преимуществами: PEST-анализ, ценностная цепочка, SWOT-анализ, VRIO-анализ, GAP-анализ, матричный подход к анализу фирмы, матрицы BCG, модель GE/McKinsey
  • Тема 3. Разработка стратегий. Сценарный анализ.
    Сценарное планирование: Основные задачи и методы работы на определенных этапах сценарного планирования. Создание базовой логики сценариев. Наполнение и очищение грубых сценариев. Выбор альтернатив и создание интегрированной стратегии, работающей во всех сценариях. Сценарное моделирование: Методика из восьми шагов
  • Тема 4. Архитектура бизнеса: анализ ключевых факторов. Бизнес-модель: связь с архитектурой, анализ существующих подходов, эволюция модели бизнеса.
    Современный бизнес-ландшафт. Трансформация бизнес-процессов. Архитектура бизнеса. Современные проблемы поиска новых моделей бизнеса. Подходы к моделированию бизнеса: Генри Чесборо, Д.Дебелака, Остервальдера и Пинье, Чана Кима и Рене Моборна «Стратегии голубого океана», Сливотски, Ларса Швайцера
  • Анализ бизнес-модели: подходы А. Остервальдера и С. Бланка Подход к анализу бизнес-моделей “Business model navigator” Схема анализа «Паттерн решений 4W» Гиротра, Нетесин. Стратегические риски по А. Сливотски.
    Особенности шаблона анализа бизнес-модели по Остервальдеру. Две группы блоков в структуре бизнес-модели. Канва бизнес-модели А. Остервальдера. Модификации блоков бизнес-модели в ее инновации. Фактор инновации бизнес-модели в деятельности ведущих компаний. Эффективность подхода Остервальдера для анализа бизнес-модели конкретной компании. Стив Бланк - стартап, как путь создания рабочей и масштабируемой бизнес-модели, модель SPACE; Lean model canvas. структура бизнес-модели “Кто? Что? Как? Почему?”, 55 основных моделей бизнеса О. Гассманн, К. Франкенбергер, М. Шик . Диагностика проблемной ситуации. Выявление проблем, причин и факторов, наиболее значимых для развития, успеха или провала компании. Подход к формированию бизнес-модели, основанный на задачах снижения рисков, по структуре “Что? Кто? Когда? Почему?” Эффективность подхода Сливотски для анализа эволюции отраслевой бизнес-модели. Недостатки модели Сливотски.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * аудиторная работа + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бизнес-модели в управлении устойчивым развитием предприятий : учебник / А.Д. Бобрышев, В.М. Тумин, К.М. Тарабрин [и др.] ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А.Д. Бобрышева, д-ра экон. наук, проф. В.М. Тумина. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 289 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5b519180563f24.57747020. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/991927
  • Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов: Учебное пособие / Гассман О., Франкенбергер К., Шик М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 432 с.: ISBN 978-5-9614-5665-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912217
  • Отварухина Н. С., Веснин В. Р. - СОВРЕМЕННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 427с. - ISBN: 978-5-534-03642-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-strategicheskiy-analiz-432857