• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Риторика: практика устной и письменной коммуникации

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины Риторика: практика устной и письменной коммуникации является : В области обучения: развитие навыков устной и письменной коммуникации обучающихся; формирование системы риторических приемов, в различной степени характерных как для устной, так и для письменной речи; ознакомление с основными принципами и методиками продуцирования устных и письменных текстов разножанровой направленности в соответствии с условиями коммуникации; формирование общих представлений о теории аргументации, о правилах эффективного общения, о возможностях возникновения коммуникативных неудач и способах их устранения; формирование коммуникативно компетентной личности, способной к эффективному общению в профессионально значимых ситуациях. Настоящая дисциплина относится к Циклу Дисциплины по выбору Формат изучения дисциплины: с использованием онлайн курса В результате освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками: • Знать речевые нормы русского языка и понимать их обусловленность языковой системой. • Знать семантическую систему современного русского литературного языка. • Знать морфологическую систему русского языка и иметь навыки морфологического анализа слова. • Знать синтаксическую систему русского языка и уметь анализировать синтаксические явления. • Уметь писать творческие работы (сочинения-рассуждения, эссе и др.). • Владеть способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. • Владеть орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). • Владеть элементарными навыками публичной речи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины Риторика: практика устной и письменной коммуникации является : В области обучения: развитие навыков устной и письменной коммуникации обучающихся; формирование системы риторических приемов, в различной степени характерных как для устной, так и для письменной речи; ознакомление с основными принципами и методиками продуцирования устных и письменных текстов разножанровой направленности в соответствии с условиями коммуникации; формирование общих представлений о теории аргументации, о правилах эффективного общения, о возможностях возникновения коммуникативных неудач и способах их устранения; формирование коммуникативно компетентной личности, способной к эффективному общению в профессионально значимых ситуациях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен определять предмет и основные понятия риторики как науки, понятие исторического идеала
  • Владеет языковыми и стилистическими нормами современного русского языка.
  • Способен приобретать знания в области культуры речи, стилистики, риторики, межкультурной коммуникации. Демонстрирует знание тенденций развития науки, взаимосвязей со смежными областями знания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Предмет и основные понятия риторики.
    Риторика как наука и искусство эффективного речевого воздействия и взаимодействия. Связь риторики со стилистикой, культурой речи, этикой, логикой, психологией и другими дисциплинами. Краткие сведения из истории риторики. Понятие об общей и частных риториках. Предмет современной общей риторики и ее разделы. Риторический канон как центральный раздел общей риторики. Специальные разделы общей риторики: оратория (мастерство публичного выступления); теория и практика ведения спора; речевое поведение в диалогическом и полилогическом общении. Частные риторики, изучающие законы и правила эффективной речи, действующие в специфических областях речевой деятельности – профессиональной и непрофессиональной (судебная, академическая, военная, политическая, педагогическая, журналистская, управленческая, врачебная, семейная и др.). Фактор адресата и связанные с ним основные законы (принципы) риторики: закон гар-монизирующего диалога; закон продвижения и ориентации адресата; закон экспрессивности речи; закон удовольствия и др. Риторический канон как идеоречевой технологический цикл и его части: изобретение (инвенция), расположение (диспозиция), выражение (элокуция), запоминание и произнесение. Понятие о риторическом приеме, стилистической (риторической) фигуре и тропе. Основные разновидности тропов (сравнение, метафора, метонимия, аллегория, гипербола, литота, олицетворение, перифраза, антифразис, эпитет) и их использование в речи (тексте). Основные разновидности фигур (эллипсис, анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза, градация, многосоюзие, бессоюзие и др.) и их использование в речи (тексте). Тренировка памяти. Техника запоминания речи. Степень целесообразности опоры на письменный текст при произнесении речи. Звучащая речь и ее особенности. Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка. Голос и его воспитание. Дикция, интонация, тон, темп речи. Роль и типы пауз. Выбор стиля произношения. Риторическое значение паралингвистических средств: мимики, позы, жеста.
  • 2. Раздел 2. Мастерство публичной речи (основы оратории)
    Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Виды ораторской речи по преобладающей целевой установке: речь информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая к действию, развлекательная. Типы ораторов: «эмоционально-воодушевленный», «эрудит», оратор «здравого смысла», «оратор коллективного мышления» и др. Типы аудитории: однородная и разнородная, большая и малая, подготовленная и неподготовленная, позитивно настроенная и негативно настроенная, индифферентная и др. Образ ритора как система свойств личности. Требования к поведению говорящего публично: обаяние, искренность, артистизм, уверенность, дружелюбие, объективность, заинтересованность, увлеченность. Подготовка к публичному выступлению. Определение темы выступления. Формулировка цели. Подбор и изучение материала (литературы, фактов, статистических данных и т.д.). Выработка собственной позиции. Составление плана выступления. Написание текста с учетом «социального портрета» аудитории и специфики устной формы речи. Составление конспекта или тезисов. Психологическая и физическая подготовка к выступлению. Речевая культура оратора. Поведение оратора во время выступления. Внешний облик оратора. Установление контакта с аудиторией. Варьирование структуры выступления («частей речи») в зависимости от темы, цели выступления и характера аудитории. Искусство удерживать внимание слушателей. Искусство отвечать на вопросы. Роль экспромта в публичном выступлении. Нравственный долг оратора.
  • Раздел 3. Риторическая культура диалога и полилога.
    Диалог и полилог как формы речи. Структура диалога (вопросно-ответный комплекс, мотивы и цели). Беседа и ее разновидности (светская, деловая, дружеская, семейная и др.). Типы собеседников и соответствующие стратегии поведения в беседе. Продуктивные модели беседы. Понятие о деловой беседе. Основные функции и разновидности деловой беседы. Подготовка к деловой беседе: представление о собеседнике, об обстановке, в которой будет проходить беседа; четкая постановка целей, учет целей и возможностей собеседника; составление плана беседы и возможных вариантов ее развития; подбор и систематизация необходимой информации. Технология проведения беседы. Способы расположить к себе собеседника. Начало деловой беседы: метод снятия напряженности, метод «зацепки», метод стимулирования игры воображения, метод прямого подхода. Типичные примеры неудачного начала деловой беседы. Техника постановки вопросов (виды вопросов, формулировка, уместность). Искусство реплик и замечаний. Внимание к замечаниям партнера. Ошибки, ведущие к потере внимания собеседника. Приемы нейтрализации некорректного поведения партнера. Искусство завершать деловую беседу (условия завершения беседы, приемы ускорения принятия решения). Культура деловой беседы по телефону. Подготовка и проведение переговоров. Понятие эффективности переговоров (оптимальные сроки и разумность соглашений). Этапы переговорного процесса (уточнение интересов сторон, обсуждение позиций, согласование позиций, принятие согласованного решения, анализ переговоров после их завершения). Методы ведения переговоров (метод позиционного торга и метод принципиальных переговоров). Основа ведения принципиальных переговоров – установление партнерских отношений и движение к разумному компромиссу. Правила ведения принципиальных переговоров (быть мягким в отношениях с людьми и твердым в решении вопросов; продолжать переговоры независимо от степени доверия к вам; концентрировать внимание на интересах, а не на позициях; анализировать и обсуждать все предложения; предлагать взаимовыгодные варианты; настаивать на применении объективных критериев). Деструктивная переговорная тактика и способы ее преодоления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Самостоятельная работа + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русский язык и культура речи: Учебник / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 240 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-009929-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/538952

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е.А. Самойлова. - Москва : ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 144 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0392-6 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/448841