• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины «Психология» направлено на: • формирование у студентов системного представления о предмете психологии как сферы научной и практической деятельности; • ознакомление студентов с основными понятиями и теориями современной психологии, для развития общепрофессионального мышления и накопления базовых знаний, необходимых при изучении специальных курсов, в последующей практической деятельности связанной с управлением другими людьми; • развитие у студентов навыков анализа поведения и личности человека с опорой на базовые психологические категории. В результате освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками: • Знать: базовые категории психологии, структуру психики, основные теоретические направления психологии, современное состояние психологической науки и ее приложения, в частности межличностное взаимодействие в различных профессиональных областях; • Уметь анализировать ситуации социального (внутри- и межгруппового) взаимодействия, извлекать из каждой ситуации опыт, необходимый для успешного взаимодействия в дальнейшем с опорой на психологические знания; • Уметь выстраивать взаимодействие с другими с опорой на психологические знания, понимать стратегии поведения в конфликте, преодолевать барьеры социального взаимодействия, учитывать эффекты социальной перцепции; • Иметь навыки практического использования психологических приемов и методов, использования коммуникативных приемов для решения прикладных и практических задач в профессиональной деятельности
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Психология» являются: • формирование у студентов системного представления о предмете психологии как сферы научной и практической деятельности; • ознакомление студентов с основными понятиями и теориями современной психологии, для развития общепрофессионального мышления и накопления базовых знаний, необходимых при изучении специальных курсов, в последующей практической деятельности связанной с управлением другими людьми; • развитие у студентов навыков анализа поведения и личности человека с опорой на базовые психологические категории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализ психологических теорий, исследований с позиции их применения к решению профессиональных задач
  • Анализ профессиональных проблем на основе психологических знаний.
  • Демонстрирует знание психологических теорий и результатов исследований при планировании профессиональной деятельности
  • Разностороннее изучение заданной проблемы и сбор данных для ее анализа, выбор способа представления результатов исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология как наука и практика
    Тема 1. Общая характеристика психологии как науки Общее понятие о психологии как науке, объект и предмет психологии. Психология и философия, биология. Естественно-научный и гуманитарный подходы в психологии. Характеристика основных отраслей психологического знания. Соотношение теории и практики в психологии. Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент. Наблюдение и его виды. Особенности психологического эксперимента. Ситуация эксперимента: личность экспериментатора и личность испытуемого. Психодиагностика. Тема 2. История развития психологии и основные психологические школы История развития психологии. Донаучный, философский периоды развития. Психология как самостоятельная наука. Психология в ХХ веке. Основные психологические школы. Психология сознания (В.Вундт, Э. Титченер, У. Джеймс). Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Б. Скиннер) и необихевиоризм (Э. Толмен). Гештальтпсихология (В. Келлер). Психоанализ (З. Фрейд) и неофрейдизм (Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм). Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу), Когнитивная психология (Дж. Брунер, Дж. Келли, Р.Солсо). Современные проблемы психологии. Развитие отечественной психологии. Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский), Теория деятельности (А.Н. Леонтьев), Концепции нервной системы и теории темперамента (И.П. Павлов, В.М. Теплов, В.Д. Небылицын). Теории личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин). Современное состояние отечественной психологии. Тема 3. Психика и ее структура. Понятие психики, основные формы проявления и функции. Эволюция психики живых существ. Психика и нервная система. Психические процессы. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание, воображение. Регуляторные психические процессы: мотивация, эмоции, воля. Психические состояния. Сознание. Предпосылки возникновения сознания в антропогенезе. Измененные состояния сознания. Самосознание и его место в психической организации человека.
  • Когнитивные процессы
    Тема 4. Психология ощущения и восприятия Понятие ощущения. Основные характеристики ощущений: модальность, интенсивность, пространственно-временная протяженность, ясность. Классификация ощущений. Проблема измерения сенсорной чувствительности. Восприятие. Основные феномены перцептивного образа: сенсорное качество, конфигурация, константность, предметность, система отсчета, установка. Иллюзии восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Тема 5. Психология внимания и памяти Сущность и функции внимания. Специфика внимания как психического процесса. Основные свойства внимания: объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание и их характеристика. Индивидуальные особенности внимания. Память как сложный познавательный процесс. Функции памяти в индивидуальной жизнедеятельности. Основные виды памяти. Закономерности мнемических процессов. Закономерности непроизвольного и произвольного запоминания. Непосредственное и опосредствованное запоминание. Сохранение и забывание: феномены и закономерности. Воспроизведение и его формы. Узнавание, припоминание, воспоминание. Автобиографическая память. Забывание и его закономерности. Феномен реминисценции. Причины, влияющие на продуктивность памяти. Индивидуальные особенности памяти. Феноменальная память. Тема 6. Психология мышления, воображения, креативности, творчества, интеллекта. Определение мышления. Структура мышления: понятия, суждения, умозаключения. Виды мышления. Продуктивное и репродуктивное мышление. Логическое и интуитивное мышление. Творческое (продуктивное) и репродуктивное (шаблонное) мышление. Рациональное и интуитивное мышление. Характеристика операций мышления и логических форм мышления. Анализ процесса мышления в условиях решения задачи. Мышление и речь. Характеристика внешней и внутренней речи. Эгоцентрическая речь и ее роль в развитии ребенка. Проблема творческого мышления. Креативность. Теории креативности. Интеллект и когнитивные способности. Теории интеллекта. Социальный, практический, эмоциональный интеллекты и их соотношение с психометрическим интеллектом. Содержательные особенности когнитивной сферы: задатки и способности, склонности и интересы. Соотношение интеллекта и академической успеваемости.
  • Психология личности
    Тема 7. Личность в отечественной и зарубежной психологии. Соотношение понятий: человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект. Понимание личности в отечественной и зарубежной психологии. Основные факторы и механизмы развития личности. Социальные условия становления и развития личности. Жизненный путь личности. Личность и ее структура. Исследование личности в теории черт. Лексический подход к исследованию черт личности (Г. Олпорт) Многофакторная структура свойств Р.Кэттелла. Трех-, пяти- и n-факторные структуры личностных свойств (Г.Айзенк, Р.МакКрае и Д.Коста, М. Заккерман). Негативные свойства личности Тема 8. Индивидуально-типологические свойства личности: темперамент, характер Общее понятие о темпераменте и его проявлениях. Психологическое описание темпераментов. Системы объяснения темперамента. Гуморальная концепция темперамента (Гиппократ, К. Гален). Конституциональные типологии темперамента (Э. Кречмер, В. Шелдон). Тип темперамента в концепции свойств и типов высшей нервной деятельности (И.П. Павлов). Направления исследования темперамента в зарубежной и отечественной психологии. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Характер и личность.Характер и темперамент. Развитие представлений о характере. Общее представление о строении характера. Черты характера и стратегии их выделения. Проблема акцентуаций характера. Тема 9. Потребностно-мотивационная сфера личности Потребностно-мотивационная сфера личности. Потребности: определение, виды, развитие. Основные виды потребностей и проблемы их классификации. Функции и основные виды мотивов. Побуждение и смыслообразование как основные функции мотива. Иерархия мотивов как основание личности. Проблема осознания собственных мотивов. Мотивационные конфликты, их исследование и возможные способы разрешения. Мотивация и деятельность. Оптимум мотивации. Влияние мотивации на продуктивность деятельности Тема 10. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психология стресса Определения эмоций. Функции эмоций. Настроения, чувства, эмоции, аффекты. Функции эмоциональных переживаний. Выражение эмоций. Культурные и индивидуальные различия в выражении эмоций. Теории эмоций. Понятие воли. Критерии волевого поведения. Структура волевого акта. Борьба мотивов и принятие решения. Когнитивный диссонанс (Л. Фестингер).
  • Личность и общество
    Тема 11. Общение и межличностное взаимодействие Категория общения в социальной психологии. Основные закономерности общения и взаимодействия людей. Функции общения (подтверждение себя в Другом, регулятивная, познавательная и др.). Общение как условие развития личности. Перцептивная сторона общения. Понятие «социальной перцепции» (Дж. Брунер). Роль межличностного восприятия в процессе общения. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия). Эффекты межличностного восприятия. Содержание и значение стереотипизации; феномен каузальной атрибуции (Г. Келли). Эмоциональная сторона межличностного восприятия (аттракция). Коммуникативная сторона общения. Основные средства невербальной коммуникации и ее функции. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Интерактивная сторона общения. Типы взаимодействия. Способы описания структуры взаимодействия. Основные виды и функции конфликтов. Тема 12. Проблема группы в социальной психологии Понятие группы. Основные характеристики социальных групп: функции, размер группы, групповая структура. Большие и малые группы. Внутригрупповые коммуникации. Социометрия как метод изучения групповой сплоченности. Организация как социальная группа. Групповая динамика и групповая эффективность. Понятия «конформность» и «конформизм». Групповая сплоченность. Принятие групповых решений. Методы повышения эффективности групповых решений. Проблема лидерства и руководства в группе. Теории лидерства. Лидерство как группо-динамический процесс. Стиль руководства и эффективность деятельности группы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
    2. Выполнение исследовательского группового проекта
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология : учебник для бакалавров, Нуркова В.В., Березанская Н.Б., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нартова-Бочавер С. К. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 262с. - ISBN: 978-5-534-06161-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy-438128