Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38, каб. 410.
Часы работы: 09.30 - 18.00.
Тел.: (342) 205 52 29.
В монографии исследуется процесс становления афинской демократии на протяжении архаического и классического периодов (VIII — середина V века до н.э.). Вопросы о том, что такое афинская демократия, когда она возникла и какую роль в ее появлении сыграли те или иные социальные слои, остаются дискуссионными на протяжении длительного времени. В книге показано, что одним из значимых стимулов возникновения демократии становится борьба за власть и влияние внутри слоя аристократии, к участию в которой нередко привлекался и афинский демос. В процессе этой борьбы, с одной стороны, создавались равные условия для «лучших» (eunomia, isonomia), а с другой — происходило расширение политических прав простого народа. Результатом этих процессов становится государственное устройство, в котором значительную роль играют коллегиальные политические институты, прежде всего народное собрание, избиравшее должностных лиц, и гелиэя (народный суд), осуществлявшая контроль за ежегодно избираемыми магистратами. Тем не менее афинскую демократию нельзя считать народоправством или «властью народа». Сами афиняне характеризовали ее как коллективное правление или власть "большинства" — тех, кто обладал политическими правами.
Книга адресована как специалистам и исследователям, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей Греции.
В статье на примере Пермского земства рассматривается роль внешкольной деятельности земских учреждений по преодолению рецидивов безграмотности – утраты навыков грамотности и возобновления или возвращения состояния неграмотности. Одними из первых обратили внимание на эту проблему сами земские деятели, которые были тесно связаны с организацией народного образования. На основе анализа материалов земского делопроизводства – журналов Пермского губернского земского собрания и докладов управы – и периодической печати выделено два основных направления деятельности земских учреждений в этой области – организация мероприятий по закреплению, поддержанию и совершенствованию навыков грамотности и создание инфраструктуры, позволяющей преодолевать и предотвращать рецидивы безграмотности. Напрямую на решение этой задачи была направлена деятельность Пермского земства по устройству воскресных, повторительных и других видов занятий, библиотек, народных чтений. Именно обучение в воскресных школах, повторительно-дополнительных классах и участие в соответствующих мероприятиях способствовало поддержанию, и даже повышению, имеющегося уровня грамотности, а также предотвращению рецидивов безграмотности. Инфраструктуру составляли собственно организационные мероприятия и формы деятельности земских учреждений по внешкольному образованию, соответствующие институции, которые в начале XX в. еще только формировались, специалисты – «внешкольники», необходимость которых отмечалась земскими деятелями, и материальные объекты. В исследовании показано, что, несмотря на невысокие результаты в ряде направлений, в целом деятельность земских учреждений по предотвращению и преодолению рецидивов безграмотности была определенным шагом, направленным на решение важных социокультурных проблем и имела существенное значение для развития внешкольного образования в рассматриваемый исторический период.
Феномен самозванца ― личностная диспозиция, описывающая предрасположенность человека к недооценке собственных способностей, компетенций и достижений; непринятие одобрения собственной деятельности со стороны других и преувеличение их достижений; приписывание успеха внешним факторам. Феномен самозванца обнаруживает отрицательные связи с самооценкой, а положительные ― с переживанием негативных эмоций. Цель работы ― апробация “Шкалы феномена самозванца” Паулины Кланс (Clance Impostor Phenomenon Scale). Шкала феномена самозванца включает 20 утверждений, которые теоретически отнесены к трем подшкалам: Обман, Обесценивание и Удача. В исследовании приняли участие 370 студентов. Для оценки внешней валидности шкалы использовались методика исследования самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева и Портретный опросник Большой пятерки. Конфирматорный факторный анализ подтвердил однофакторную структуру опросника. В ходе апробации шкалы феномена самозванца были получены данные, свидетельствующие о ее достаточно высокой надежности (α Кронбаха = 0.89). Валидность методики подтверждается отрицательными корреляциями с показателями самоотношения, четырьмя личностными чертами и положительными корреляциями с внутренней конфликтностью, самообвинением и нейротизмом. Таким образом, Шкала феномена самозванца обладает однофакторной структурой, имеет достаточно высокие показатели надежности и конвергентной валидности, поэтому может применяться для широкого круга исследовательских и прикладных задач.
В статье исследован международный и российский опыт обучения и преподавания цифровых гуманитарных наук, показана актуальность их развития; выявлены и проанализированы существующие форматы: онлайн-курсы, университетские курсы, майноры и программы, летние школы, приведены примеры; описаны структуры, ведущие образовательную деятельность. Кроме того, в статье предложена методика конструирования русскоязычного курса и преподавания цифровой гуманитаристики, описана концепция платформы «Изучаем Digital Humanities» и первый опыт ее использования.