Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38, каб. 410.
Часы работы: 09.30 - 18.00.
Тел.: (342) 205 52 29.
Обсуждаются возможности и форматы внедрения цифровых гуманитарных наук в учебный процесс. Digital Humanities рассматривается как элемент цифровой грамотности, как инструмент проектной деятельности и как самостоятельное направление подготовки в профессиональном образовании.
Исторические, или историко-ориентированные, информационные системы — значимый элемент информационной среды гуманитарных наук. Его выделение связано с развитием исторической информатики и историко-ориентированного подхода, формированием информационной среды, практикой создания исторических ресурсов.
Книга содержит результаты исследования теоретических и прикладных проблем создания и внедрения историко-ориентированных информационных систем. Это первое комплексное исследование по данной тематике. Одни проблемы в книге рассматриваются впервые, другие — хотя и находили ранее отражение в литературе, но не изучались специально.
Издание адресовано историкам, специалистам в области цифровой истории и цифровых гуманитарных наук, а также разработчикам цифровых ресурсов, содержащих исторический контент или ориентированных на использование в исторических исследованиях и образовании.
О книге на портале IQ.hse.ru
Об авторах
В статье поднимается проблема определения понятия «народная культура». Автор предлагает два новых подхода к термину: социально-информационный и концептуально-цивилизационный. Первый подход предполагает разграничение культур по характеру знаковой информации, вычленяемой, интерпретируемой и порождаемой их представителями. В рамках второго подхода под народной культурой понимается форма культурной организации широких общественных масс, свойственная тому или иному цивилизационному периоду.
В статье приведен анализ состояния, запросов и проблем частного сектора образовательной робототехники в России, предложены инструменты развития рынка. Исследование проводилось в мае — октябре 2021 года на основе глубинных интервью с владельцами и руководителями кружков робототехники и обсуждений промежуточных результатов в экспертном сообществе. Проведенная работа является первой попыткой изучения российского рынка образовательной робототехники в условиях спада после предшествующего бурного роста, в том числе на фоне ковидных ограничений.
В статье подвергаются анализу современные наивные стихотворения о шахтерах-калийщиках, написанные соликамскими поэтами и адресованные широкой публике. Предметом внимания становится лексико-тематическое пространство, сопряженное с образом лирического героя. Лингвистическому описанию поддаются такие общие для всех авторов тематические группы, как «статус», «портрет», «деятельность», «окружение», «социальная оценка». Их наполненность и проработанность позволяет судить о концептуальной близости текстов советской производственной пропаганде. Собирательный образ шахтера во всех стихах подается как отделенный от народных масс. Портретные характеристики персонажа прописываются в традициях соцреализма: морщинистое лицо, гордая осанка, рабочие руки. Трудовой героизм рабочего не находит сопоставлений в обыденной – мирной – жизни: единственное адекватное ему проявление самоотверженности авторы видят в боевом духе военных. Условия труда репрезентируются через пространственные координаты, чаще вынесенные внутрь земли. Социальная оценка шахтерской профессии выражается прямо, в высокопатетичных признаниях и благодарностях. Тематическое сравнение соликамской шахтерской лирики с произведениями кемеровских поэтов этого же времени позволило обнаружить некоторые концептуально значимые несовпадения в образе главного героя. Уральские стихотворения отличаются от сибирских торжественным настроением и не допускают лексики, снижающей, компрометирующей или обытовляющей образ. В соликамских стихах не поднимаются темы смерти, аварийных событий, низкой зарплаты, неоцененности страной, а также противоречащих общественной морали трудовых ритуалов. Указанные особенности подталкивают к мысли об отражении в анализируемой выборке субпрофессиональной и локальной идентичности авторов.
Представлена стилистическая классификация эпитафийных текстов, зафиксированных в ходе натурных обследований провинциальных кладбищ Пермского края в 2019 г. Классификация кладбищенской поэзии осуществляется по двум основаниям: характеру проявленности индивидуально-авторского начала и типу жанровой функции. Описанию поддаются не только выделенные группы текстов, но и явления переходного характера. Делаются наблюдения над генетикой и вариативностью эпитафий, их способностью входить в иные сферы танатологического дискурса.
Статья продолжает начатое в первой части исследование кладбищенской поэзии, но сужает объектный фокус до собственно фольклорных эпитафий. Представлен денотативный анализ народных произведений, обращенный к категориям «пространство», «время», «субъект». Делаются наблюдения над тематическим распределением лексики по данным категориям, высвечиваются связи денотативного пространства с эмотивным и концептуальным содержанием, определяется тип мировоззренческой модели текстов.
В статье исследован международный и российский опыт обучения и преподавания цифровых гуманитарных наук, показана актуальность их развития; выявлены и проанализированы существующие форматы: онлайн-курсы, университетские курсы, майноры и программы, летние школы, приведены примеры; описаны структуры, ведущие образовательную деятельность. Кроме того, в статье предложена методика конструирования русскоязычного курса и преподавания цифровой гуманитаристики, описана концепция платформы «Изучаем Digital Humanities» и первый опыт ее использования.
Проект «Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: анализ средствами digital humanities» объединяет усилия научного коллектива сектора исторических исследований и кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь, активно работающего в области теоретических и прикладных проблем цифровых гуманитарных исследований, и центра социально-гуманитарной информатики БФУ им. И. Канта, одним из ключевых направлений исследований которого является проблема заселения новой территории – Калининградской области в составе России и СССР. Началом реализации проекта является разработка и создание историкоориентированной информационной системы на основе научных публикаций и исторических источников (включая картографические источники и источники личного происхождения – воспоминания и интервью переселенцев) по миграционным процессам в Калининградской и Молотовской областях.
Учебно-методическое пособие "Изучаем Digital Humanities" оргнизовано в виде сайта, предназначенного для конструирования и наполнения учебным содержанием курсов по Digital Humanities, их методического сопровождения. Может использоваться для сопровождения и управления проектной деятельностью студентов или слушателей, размещения результатов проектной деятельности. Функционал сайта позволяет структурировать учебные материалы, связывать их с публикациями по теме, рекомендованным программным обеспечением.
В статье представлен процесс внедрения интерактивных технологий на примере музея деревянного зодчества «Хохловка» и проекта, занявшего второе место во всероссийской туристической премии «Маршрут года 2019». В статье изучается процесс формирование проекта, его трансформации. Речь идет о специфике проекта и его соотнесение с принципами экономики впечатлений. Так, выделяются основные компоненты интерактивных программ: народные, активные игры, мастер-класс, театрализация, экскурсия, чаепитие. В статье представлено, как иммерсивность проекта достигается за счет воздействия на все органы чувств посетителей (осязание, обоняние, зрение, слух, вкусовые рецепторы активизируются во время программ).
В статье рассказано о вековых циклах в истории Урала и исторической географии России. При преподавании исторической географии Урала и России нами были замечены любопытные циклы расширения территории Российского государства и смены столиц Урала. Проверено, что выявление этих циклов позволяет студентам лучше запоминать даты исторических событий. В работе рассматриваются некоторые примеры вековых циклов в исторической географии Урала и России. Прослеживается, каким образом происходил процесс формирования Московского государства и расширения его территории на протяжении нескольких веков с интервалом в 110 лет.
В книге представлены анализ развития образования в области робототехники в России с середины 90-х годов XX века и характеристика его современного состояния. Обобщаются результаты многолетней работы, включавшей интервью с экспертами, опросы, посещение организаций, соревнований и конференций, изучение нормативной базы, политических документов, образовательных программ. Собранные материалы охватывают все уровни образования и затрагивают широкий круг вопросов: структуру сектора, политику государства, конкурсы и соревнования, методическое и кадровое обеспечение, доступность для различных категорий детей и др. В книге даны доказательные оценки развития сектора в масштабе страны, изменений в его ландшафте и политике государства, определены драйверы и барьеры развития. Книга публикуется в двух частях. В первой рассматриваются понятийный аппарат, история направления, кадровое и методическое обеспечение сектора, соревнования и конкурсы по робототехнике. Во второй описываются направления образовательной робототехники на разных уровнях образования. Книга адресована профессиональному сообществу сектора образовательной робототехники, управленцам, методистам и педагогам всех уровней образования.
В книге представлены анализ развития образования в области робототехники в России с середины 90-х годов XX века и характеристика его современного состояния. Обобщаются результаты многолетней работы, включавшей интервью с экспертами, опросы, посещение организаций, соревнований и конференций, изучение нормативной базы, политических документов, образовательных программ. Собранные материалы охватывают все уровни образования и затрагивают широкий круг вопросов: структуру сектора, политику государства, конкурсы и соревнования, методическое и кадровое обеспечение, доступность для различных категорий детей и др. В книге даны доказательные оценки развития сектора в масштабе страны, изменений в его ландшафте и политике государства, определены драйверы и барьеры развития. Книга публикуется в двух частях. В первой рассматриваются понятийный аппарат, история направления, кадровое и методическое обеспечение сектора, соревнования и конкурсы по робототехнике. Во второй описываются направления образовательной робототехники на разных уровнях образования. Книга адресована профессиональному сообществу сектора образовательной робототехники, управленцам, методистам и педагогам всех уровней образования.
В статье вводится понятие «цифровая оптика» применительно к историческим исследованиям, раскрывается его содержание, дается характеристика. Под цифровой оптикой понимается совокупность основанных на цифровых технологиях подходов, методов, инструментария, допускающих «масштабирование» рассматриваемых объектов, событий и периодов, изучение их в различных временных и пространственных интервалах, изменение этих интервалов в пределах одного исторического исследования. На материале работ преимущественно историографического характера дается общая характеристика микро- и макроистории как методологических подходов и направлений в исторических исследованиях. Обращается внимание на их достоинства и ограничения. Обосновывается необходимость обеспечения сочетания макро- и микроисторических подходов, методов и технологий в историческом исследовании, и через это – целостного познания и представления истории. Это сочетание рассматривается и с точки зрения возможности выхода через микроанализ на обобщения, и с точки зрения возможности понимания локальных событий и объектов через глобальную оптику. Рассматриваются основания цифровой оптики, ее методы, приводятся примеры разных по тематике исследований и проектов, выполненных с применением ее элементов. Раскрываются возможности цифровой оптики и математического инструментария в микро- и макроисторических исследованиях, в преодолении их ограничений, обеспечении их единства. Методы цифровой оптики анализируются также в ракурсе индивидуального и массового в истории, в частности, через обработку массовых исторических источников. Отдельное внимание в рамках рассматриваемой темы уделено понятию и методам анализа больших данных в истории.
Рассматриваются актуальные тренды внутреннего туризма как сферы экономики впечатлений. Выделяются направления, которые вызывают наибольший интерес у путешественников и являются наиболее перспективными. Речь идет об особенностях экотуризма, индивидуальных и авторских туров.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Пермь) совместно с Пермской государственной художественной галереей, Агентством по туризму и молодежной политике Пермского края, Пермским краеведческим музеем 14–15 марта 2019 г. провели в Перми всероссийскую научно-практическую конференцию «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент», посвященную вопросам менеджмента в индустрии впечатлений, взаимодействия культурных институций, музеев, туроператорских компаний; проблемам восприятия историкокультурного, музейного пространства; изучению особенностей событийного туризма в России. Обсуждались актуальные вопросы экономики впечатлений, такие как: креативная музеефикация городского квартала; цифровые и мультимедийные технологии в образовательно-просветительской деятельности музея; музейные события «нового формата» как инструмент актуализации местного культурного и исторического наследия; музей как зона конкуренции в экономике свободного времени; как впечатления превратить в действия; шеринговая экономика и др. Также в рамках конференции прошел практический семинар «Алгоритм создания и продвижения турпродукта», в котором приняли участие представители музеев, туроператорских компаний, руководители турбизнеса, студенческая молодежь. Запись конференции доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=GL9tkW17t_s. Конференцию планируется сделать ежегодной (подробнее: https://perm.hse.ru/icee). В сборнике материалов также представлена часть докладов научно-практических конференций «Художественный музей: коллекция – выставка – зритель» (28–29 ноября 2017 г., к 95-летию Пермской государственной художественной галереи) и «Экономика культуры: традиции и перспективы» (19–20 февраля 2018 г.), организованной Пермской художественной галереей в сотрудничестве с Национально-исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (г. Пермь) при поддержке Министерства культуры Пермского края и Благотворительного фонда В. Потанина в рамках программы «Строгановы: предпринимательство и культура».
В статье исследуются теоретические и практические вопросы использования в деятельности судов электронных доказательств - документов и материалов, которые не существуют в материальной форме, а являются файлами различных типов. Анализируется правовая природа электронных доказательств и их отличие от письменных и вещественных доказательств. Рассматривается проблема достоверности электронных доказательств, а также практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов по установление достоверности таких доказательств. Приводится классификация электронных доказательств в зависимости от наличия свободного доступа к ним со стороны суда и участников процесса и анализируются отдельные виды электронных доказательств, в том числе лог-файлы сервера и метаданные как доказательства, которые могут быть использованы в суде в целях подтверждения других доказательств.
Авторы рассматривают, как в политических текстах французских теоретиков либерализма ‒ Ж.-Ж. Руссо и Б. Констана раскрывается соотношение индивидуальной свободы и интересов государства. Авторы обнаруживают много общего в теоретических построениях Ж.-Ж. Руссо и Б. Констана, равно, как и находят определённые различия, относящиеся к особенностям развития политической ситуации на момент жизни и творчества либеральных мыслителей. Политические концепции теоретиков, чей диалог становится предметом изучения авторов, могли подвергаться неким коррекциям с поправкой на политическую конъюнктуру. Интеллектуалы не могли иначе реагировать на высокую скорость политических трансформаций, то усиливавших внимание к отдельно взятому индивиду, то делающих акцент на государственные интересы. Вопрос соотношения индивидуальной свободы и интересов государственной машины является актуальным вплоть до настоящего времени во всех политиях, заявляющих о следовании демократическим принципам. Авторское исследование диалога двух французских либеральных мыслителей, таким образом, постоянно перекликается с современной политической практикой.
Сборник составлен на основе материалов участников VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диалоги о культуре и искусстве». Работы искусствоведов, культурологов, музыковедов, философов, литературоведов, историков посвящены изучению искусства кино, проблем современной культуры и искусства, взаимодействию полей искусства и культуры с обществом и экономикой, теоретическому осмыслению проблем менеджмента креативных индустрий и художественного образования.