• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38

Руководство
Декан Гагарина Динара Амировна

ул. Студенческая, 38 каб.410
Тел.: (342) 205 52 29
Часы работы: 09.30-18.00

Заместитель декана Чунарева Светлана Федоровна

Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 410
Тел.: (342) 205 52 29
Часы работы: 09.30-18.00

Образовательные программы
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
20/10/3
20 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Юриспруденция

4 года
Очная форма обучения
25/20/3
25 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Правовое обеспечение предпринимательской деятельности

2 года
Очная форма обучения
17/5/3
17 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
15/5/3
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Книга
Конституционное право зарубежных стран

Дерябина Е. С., Советов И. К.

Пермь: Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2019.

Глава в книге
Роль культуры в формировании адаптационных механизмов иностранных студентов

Федотова В. А.

В кн.: Сборник тезисов "XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования". ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 361-363.

Препринт
Информативные возможности записных разрядных книг начала XVIII века

Захаров А. В.

Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017

«Архив как институция дает главный стержень в профессии историка»

«Архив как институция дает главный стержень в профессии историка»

— Андрей Викторович, это Ваш первый опыт в роли руководителя архивной практики? Было тяжело?

— Да, в качестве организатора практики я выступл впервые, хотя стаж моей личной работы в архиве исчисляется с первых курсов университета. Каждый студент, оказавшись в архиве, становится исследователем, организует работу самостоятельно. Подобный труд требует решения множества нестандартных задач, непрописанных в точности в учебниках и пособиях. Моя работа состояла в координации участия студентов и специалистов. Не думаю, что она измеряется шкалой легкости или тяжести.

— Расскажите о том, как было принято решение о сотрудничестве с архивом и на каких условиях было принято данное соглашение.

— В этом году в Вышке открыта базовая кафедра ГАПК (прим. — Государственного архива Пермского края). Архив, кафедра гуманитарных дисциплин, я как представитель сектора исторических исследований Вышки разделяем общие ценности в понимании роли архивов, поэтому каких-либо условий, кроме взаимополезной работы у нас быть не могло. Дело не только в территориальной близости архива к главному корпусу Вышки. Большую роль состоятельности сотрудничества дает желание находить взаимопонимание. Это попытка соединить проектную, научную, учебную деятельность студентов нашей кафедры и архива. Должен сработать некий синергетический эффект усиления проектов Вышки и архива.

— Реализация каких совместных проектов ожидается? Насколько важно данное сотрудничество?

— Архив и кафедра гуманитарных дисциплин помимо практики ведут несколько совместных проектов. Одни из них издательского характера: от подготовки тиражных популярных изданий до исследовательских, например, по истории духовного образования в Пермском крае. Есть еще несколько идей научно-исследовательского характера, которые базируются на проблематике или цифровой истории, или краеведения, и могли бы эффективнее воплощаться совместными усилиями. Было бы уместно назвать мероприятия ГАПК, Агентства по делам архивов Пермского края. Это уже известны уникальные пермские проекты «Ночь в архиве», архивный фестиваль «АрхиFFest», которые не обходятся без творческого участия наших студентов. Кроме поддержки презентационных форумов, у ребят есть уникальная возможность писать курсовую работу по любому из интересных архивных проектов, заручившись помощью кафедральных и архивных экспертов. Мне кажется, важно не количество проектов, а умение выбрать наиболее востребованные, не распылить общие усилия в множестве задумок.

— Чем студенты-историки занимались в рамках практики в архиве?  

— Насколько мне известно, архивная практика во многих вузах представлена как техническая работа для вспомоществования ежедневным функциям архива. Мы попытались уйти от этого шаблона, который хорош тем, что не требует больших усилий кафедры, прост и надежен. Готовя план практики совместно с руководством и сотрудниками архива, мы попытались выстроить многоаспектную работу для студентов, разделив четверокурсников по их желанию и интересам на несколько подгрупп.

Часть студентов занималась практикой исполнения социально-экономических запросов, часть была организована в подгруппу учета и сохранности документов. Несколько студентов занимались в лаборатории оцифровки документов и работой с базой данных проекта «Поколения Пермского края». Также приближенной к исследовательской была работа в двух подгруппах: по сбору и подготовке биографических справок о деятелях Пермского края и по поиску материалов в рамках помощи архивистам, работающим по запросу следственной группы Следственного комитета России. Это почти сенсационное дело возбуждено по факту убийства великого князя Михаила Александровича Романова, сосланного в Пермь в мае 1918 г. Еще предстоит просмотреть огромный объем архивных дел, выявить документы, прямо или косвенно проливающие свет на драматические события июня 1918 г., унесшие десятки жизней, или выяснить подробности биографий организаторов убийства великого князя, его личного секретаря Н.Н. Джонсона и других лиц, не состоявших в близком кругу общения с младшим братом Николая II. Пока мы не знаем точного числа и имена этих погибших, возможно, это более сотни человек. Перед следствием сейчас стоит множество подобных труднейших вопросов и небольшую крупицу помощи могли бы внести наши студенты.

— Какие профессиональные компетенции формирует работа в архиве?

— Я бы сказал, что работа в архиве расширяет кругозор и навыки не только будущих историков. Архив — это же не только место для прохождения прописанной в учебном плане практики. И как неустанно пропагандирует наш коллега и директор ГАПК Андрей Борисов, «архив – это не только хранилище документов, но и пространство для взаимодействия». Действительно, роль архивов была всегда большей, чем консервационно-реставрационная или поисково-справочная. Уже давно это площадка для коммуникаций специалистов разных профилей и профессий, и, кстати говоря, не только для гуманитариев.

Можно зайти на сайт архива, чтобы увидеть какова роль, например, специалистов по информационным технологиям. Можно бесконечно говорить о том, что архив как институция дает главный стержень в профессии историка. Да, без сомнения, архив содействует навыкам исследовательской работы. Достаточно полистать электронные каталоги описей и фондов, чтобы убедиться какое необъятное поле информации открывает архив историку... И даже неисторику, например, в поиске своих корней, родословной.

Но давайте посмотрим с другой стороны, не узкоисторической. Занятия в архиве приучают к немаловажной для настоящих профи внимательной и вдумчивой работе с текстом и документами. Она схожа, если хотите, с интеллектуальной лабораторией детектива. Архивный поиск дает стимул выработать, как говорят, эвристические способности – добиться успеха в поиске информации. Разве это не актуально для экономиста, юриста или медика? Узнавая прошлое через архив, убеждаешься, насколько полезно типичные задачи своей сферы интересов пытаться поставить с точки зрения других научных направлений. Говоря о тех же задачах поиска и обработки информации, как не вспомнить классиков менеджмента. Штудируя труды Ф. Тейлора, начинаешь понимать полезность научной организации труда. И напротив, современное поколение могло бы почерпнуть немало новой информации в профильных областях, проделать множество полезных эвристических упражнений именно с помощью архива. 

Пользуясь возможностью, мне хотелось бы от имени кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ — Пермь поблагодарить за совместную работу руководство ГАПК Андрея Борисова, Кирилла Прозументика, Ильяса Гафурова, И.В. Демину и всех специалистов архива, оказавших помощь в организации архивной практики студентов.

 

Беседовал Егор Кустов