• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся семинар НУГ, посвященный советской школе

Лев Брагин представил статью о советской школе и сравнил данные из ведомственных и партийных источников.

В пятницу, 11 октября, прошел очередной семинар научно-учебной группы. В этот раз участники обсудили статью Льва Брагина, посвящённую советской школе. В центре дискуссии были девиации в советской школе, разница языка в источниках, процесс освоения властного дискурса работниками образования и то, о чем источники, использованные в статье, могли умалчивать. Говоря о последнем пункте, участники пришли к выводу, что не принято было говорить о проблемах в школе, которые, как считалось, нельзя было решить. 

На прошедшем семинаре я представил исследование, посвященное советской школе. Идея статьи заключается в сравнении двух видов источников. С одной стороны, это ведомственные документы, а именно отчеты ГорОНО и ОблОНО, с другой — протоколы партийных собраний. Сопоставление документов разного происхождения позволяет более детально анализировать советскую школу. Ведомственные отчеты показывают определённую идеологическую картину. Они демонстрируют, каким должен быть учитель, какие проблемы существуют в школе, и как их нужно решать. Но эти документы замалчивают ряд определенных проблем, о которых было не принято говорить. Несмотря на то, что в протоколах также существуют проблемы, о которых учителя-коммунисты умалчивают, партийные документы раскрывают больше школьных девиаций. В ходе дискуссии я услышал ряд полезных советов, которые помогут завершить исследование.

Лев Брагин
Студент 4 курса ОП «История»

На прошедшем семинаре Лев представил свой доклад о советской школе и практиках оценки деятельности учителей. В ходе семинара было обнаружено, что отчеты по своей специфике оказывались разные. Например, в некоторых документах вы никогда не увидите обсуждение неразрешаемых проблем (преступность, пьянство родителей, грубость детей).
По сравнению с периодической печатью, образ учителя в отчете нам представляется иным: равнодушный к детям, плохо освоивший методологический аппарат, слабо понимающий теорию марксизма.

Между тем, в ходе обсуждения выяснились иные проблемы источника: действительно ли мы встречаем политический дискурс, или это бюрократические особенности документов? Насколько возможно доверять подобным источникам о ситуации в школах? Возможно ли обнаружить неоднородность положения семей одного класса или целых школ? Данные вопросы требуют дополнительной проработки.

Алина Вдовина
Студентка 4 курса ОП «История»