• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участники научно-учебной группы обсудили сюжеты и практики идеологической работы в контексте Великой Отечественной войны.

А.В Чащухин представил доклад, посвященный особенностям пропагандистской работы в военное врем.

На очередном семинаре научно-учебной группы участники обсудили, как работа советских агитаторов была выстроена в военное время. А.В Чащухин представил доклад, в котором на примере отдельных сюжетов из архивных источников продемонстрировал, как агитпроп во время Великой Отечественной войны работал на региональном уровне, и в чем были особенности коммуникации Управления агитации и пропаганды с соответствующими структурами на местах.

Особое внимание участников привлекли разные целевые аудитории, на которые была направлена пропагандистская работа. Обсуждение после доклада было во многом посвящено казусам, связанным с неумением властных структур изменять пропагандистские сообщения для иностранной аудитории.

Война является мощным стимулом к изменению пропагандистской работы. Вторая Мировая — яркое тому подтверждение. Благодаря усилиям Д.Бранденбергера, М.В.Зеленова и других исследователей, мы имеем представление о процессе создания ключевых идеологических текстов сталинской эпохи. О том, как менялась работа центральных ведомств, связанных с идеологической работой. О том, как происходила своеобразная гибридизация классовых и национальных идей. Между тем, многое до сих пор остается не до конца ясным. Как происходило взаимодействие Управления агитации и пропаганды с соответствующими структурами в советской провинции? Как агитпроп работал на региональном уровне?

Обращение к пермским и московским архивам обнаруживает разрывы и противоречия. Так, первые секретари обкомов воспринимали идеологическую работу как второстепенную, отправляя районных руководителей идеологического фронта заниматься хозяйственной работой. Последние при этом регулярно конфликтовали с местными руководителями цензуры, отдавая в печать материалы без предварительного одобрения со стороны представителя Главлита. Для улучшения работы Москва отправляла на места пропгруппы. В их работе, в свою очередь, секретари обкомов пытались обнаружить крамолу. Все вместе писали друг на друга жалобы в ЦК ВКП(б). Таким образом, «безупречная» пропагандистская машина предстает перед нами иначе. Отлаженный механизм подвергался постоянному ремонту и отладке, которые производились людьми, имевшими различные представления о своей работе и сфере ответственности. Идеологическая работа, таким образом, становилась полем регулярных конфликтов между различными акторами.

Добавим, что деятельность Управления агитации и пропаганды была адресована как минимум четырем принципиально различным аудиториям: красноармейцам, жителям стран-союзников, гражданам советского тыла и бывших оккупированных территорий. Это тоже порождало противоречия. Достаточно упомянуть один случай, когда незадачливый работник Мурманского обкома попытался прочитать лекцию о международном положении британским морякам- участникам конвоев. Попытка изложить официальную версию о затягивании открытия Второго фронта имела последствием искреннее возмущение слушателей.

Чащухин Александр Валерьевич
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Доцент


Доклад А. В. Чащухина был посвящён теме практик агитаторов и уполномоченных, существовавших во время Великой Отечественной войны. Докладчик рассказал о разных аспектах: о том, какие практики существовали в тылу, на фронте и оккупированных территориях, и что было возможным сказать народу об успехах в борьбе с фашизмом. Кроме того, были освещены вопросы взаимодействия советского правительства и союзников в репрезентации СССР зарубежом. Каждый тезис подкреплялся несколькими примерами из архивных документов. Например, приводились свидетельства жителей оккупированных территорий в контексте их мотивации для участия в коллаборационистском движении. Доклад вызвал большой интерес; по его завершении участники дискусии задавали вопросы, которые позволили уточнить ряд моментов и охарактеризовать те практики, которые были отмечены лишь вскользь.

Илья Белослудцев
Студент 3 курса ОП "История"