• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участники семинара НУГ обсудили связь идеологии и гастрономической культуры.

Анна Коцубинская представила доклад, посвященный политическим конструктам в гастрономической культуре второй половины 1930-первой половины 1950-х.

Участники семинара НУГ обсудили связь идеологии и гастрономической культуры.

15 марта на материале доклада Анны Коцубинской участники семинара обсудили, каким образом такой элемент частной жизни как приготовление пищи стал частью публичного пространства, и какими идеологическими установками руководствовалось государство при создании системы общественного питания. В центре дискуссии была "Книга о вкусной и здоровой пище" — главный источник для изучения политических конструктов в гастрономической культуре. В ней содержатся рецепты и иллюстрации эталонных образцов блюд и застолий, которые имели мало общего с настоящими.

Дискуссия, развернувшаяся между участниками, позволила выявить несколько возможных стратегий дальнейшего развития сюжета исследования.

Создание системы общепита оказало большое влияние на идейное воспитание людей, а советская эстетика была мощным инструментом распространения мыслей и идей – многочисленные рекламные и политические плакаты, первоначально нацеленные на конструирование новой, советской ментальности в 30-50-х гг. становятся одной из форм репрезентации соцреализма, формирующего образа советской реальности, будущего, в котором «жить стало лучше, жить стало веселее».

Реконструкция властной политики в области общественного питания на основе архивных документов позволяет посмотреть на объект исследования под другим углом и пролить свет на существующие проблемы в сфере питания, которые мы не сможем заметить в других источниках (нехватка продуктов, антисанитария, воровство). В свою очередь это говорит о сильном контрасте между сконструированным образом советской реальности и тем, что представляла собой эта советская действительность на самом деле.

Одним из интереснейших источников по этой теме является «Книга о вкусной о здоровой пище» 1954г., вызвавшая оживленную дискуссию у участников семинара. Иллюстрированная многочисленными цветными фотографиями еды и праздничных столов, она демонстрирует изобилие продуктов, говорящее о том, что жить в советском союзе становится лучше, а уровень благосостояния жителей повышается. В то же время визуализация еды на страницах книги не только обращает внимание читателя на гастрономическую культуру как на предмет насыщения, но и эстетизирует – как саму еду, так и практики её потребления. Таким образом, «Книга о вкусной о здоровой пище» является нарративом с идеологическим контекстом, в основе которого находится иллюстрация соцреализма.

 

Анна Коцубинская
Студентка 2 курса ОП "История"

Анна Коцубинская представила очень интересный доклад. Советский человек чувствительно воспринимал тему повседневного питания, и на протяжении почти всего советского периода истории продукты повседневного спроса представляли собой дефицитный товар. Характер и список дефицитных продуктов со временем менялись, тем не менее практически любое поколение советских людей обладало опытом адаптации к продуктовому дефициту.

Анна Коцубинская обратила внимание на эволюцию властной политики в сфере питания в довоенный период. При помощи агитационных плакатов она показала, как изменились визуальные символы репрезентации «правильного питания» к концу 1930-х годов. Новая репрезентация сытого социализма прервалась войной. В годы войны в языке власти устойчивость приобрел дискурс о калорийности питания. Талоны и калории репрезентировали две стороны советской продуктовой нормы.

Затем докладчик сосредоточила внимание на ключевом сюжете текущей работы в рамках исследовательского проекта – репрезентации гастрономической культуры на примере кейса который выстроен вокруг книги «О вкусной и здоровой пищи». Книга была очень популярна в СССР. Переиздавалась после 1954 года несколько раз. Книга репрезентирует сложный мир гастрономической культуры, в котором необходимо рационально подходить к планированию еженельного питания. Особым образом готовить праздничный стол. По своим характеристикам коммуникативный язык книги представляет собой мостик между идеологией и социалистической повседневностью, в которой существовал советский человек. Особенность книги в том, что воплотить в жизнь эти рецепты при помощи продуктов доступных в советском магазине не представлялось возможным. Тем не менее, это не умаляет культуртрегерский потенциал издания, на страницах которого власть представила обновленный взгляд на социализм – как общество сытости, достатка и продуктового изобилия.

Доклад Анны Коцубинской с интересом был воспринят участниками семинара (преподавателями, студентами) и вызвал оживленные дискуссии. Для Ани это своеобразный дебют выступления за пределами учебной ситуации. И дебют прошел очень успешно.

Кабацков Андрей Николаевич
Доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Анна Коцубинская представила доклад о влиянии идеологии на гастрономическую культуру, в котором сосредоточила внимание на кейсе «Книги о вкусной и здоровой пище». На мой взгляд, важно и интересно исследовать и то, какими на иллюстрациях книги изображаются праздничные застолья, и то, как простые советские граждане в условиях дефицита мечтали купить эту книгу, чтобы разглядывать картинки, а хозяйки обменивались "настоящими" рецептами и записывали их в тетради. Все эти феномены, рассматриваемые в одном контексте, указывают на уникальную природу произведений соцреализма и особенности восприятие этих произведений советскими гражданами.

Аня также рассказала участникам семинара, как за роскошными бутылками вина и вазочками с пирожными, изображенных на иллюстрациях книги, скрываются проблемы с питанием и попытки власти внедрить в рацион советского человека калорийную пищу (явный признак дефицита).

Особенно интересно, что в докладе сделан акцент на визуальной репрезентации еды и застолий. Кроме очевидного несовпадения с советской действительностью, попытка власти создать эстетический идеал еды в СССР, как заметили участники семинара, это скорее продолжение американской эстетической традиции, чем уникальный феномен; а ещё в сервировке столов можно усмотреть то, что в 1930-е порицали и называли проявлениями буржуазной культуры.

Шабанова София Ивановна
Студентка 1 курса магистратуры