Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033
Студенческая, 38, каб. 411, +7 (342) 205-52-44, 6044, sikornienko@hse.ru
Студенческая, 38, каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033, esnaimushina@hse.ru
В монографии исследуется процесс становления афинской демократии на протяжении архаического и классического периодов (VIII — середина V века до н.э.). Вопросы о том, что такое афинская демократия, когда она возникла и какую роль в ее появлении сыграли те или иные социальные слои, остаются дискуссионными на протяжении длительного времени. В книге показано, что одним из значимых стимулов возникновения демократии становится борьба за власть и влияние внутри слоя аристократии, к участию в которой нередко привлекался и афинский демос. В процессе этой борьбы, с одной стороны, создавались равные условия для «лучших» (eunomia, isonomia), а с другой — происходило расширение политических прав простого народа. Результатом этих процессов становится государственное устройство, в котором значительную роль играют коллегиальные политические институты, прежде всего народное собрание, избиравшее должностных лиц, и гелиэя (народный суд), осуществлявшая контроль за ежегодно избираемыми магистратами. Тем не менее афинскую демократию нельзя считать народоправством или «властью народа». Сами афиняне характеризовали ее как коллективное правление или власть "большинства" — тех, кто обладал политическими правами.
Книга адресована как специалистам и исследователям, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей Греции.
Книга в типографии
В статье на примере Пермского земства рассматривается роль внешкольной деятельности земских учреждений по преодолению рецидивов безграмотности – утраты навыков грамотности и возобновления или возвращения состояния неграмотности. Одними из первых обратили внимание на эту проблему сами земские деятели, которые были тесно связаны с организацией народного образования. На основе анализа материалов земского делопроизводства – журналов Пермского губернского земского собрания и докладов управы – и периодической печати выделено два основных направления деятельности земских учреждений в этой области – организация мероприятий по закреплению, поддержанию и совершенствованию навыков грамотности и создание инфраструктуры, позволяющей преодолевать и предотвращать рецидивы безграмотности. Напрямую на решение этой задачи была направлена деятельность Пермского земства по устройству воскресных, повторительных и других видов занятий, библиотек, народных чтений. Именно обучение в воскресных школах, повторительно-дополнительных классах и участие в соответствующих мероприятиях способствовало поддержанию, и даже повышению, имеющегося уровня грамотности, а также предотвращению рецидивов безграмотности. Инфраструктуру составляли собственно организационные мероприятия и формы деятельности земских учреждений по внешкольному образованию, соответствующие институции, которые в начале XX в. еще только формировались, специалисты – «внешкольники», необходимость которых отмечалась земскими деятелями, и материальные объекты. В исследовании показано, что, несмотря на невысокие результаты в ряде направлений, в целом деятельность земских учреждений по предотвращению и преодолению рецидивов безграмотности была определенным шагом, направленным на решение важных социокультурных проблем и имела существенное значение для развития внешкольного образования в рассматриваемый исторический период.
В статье исследован международный и российский опыт обучения и преподавания цифровых гуманитарных наук, показана актуальность их развития; выявлены и проанализированы существующие форматы: онлайн-курсы, университетские курсы, майноры и программы, летние школы, приведены примеры; описаны структуры, ведущие образовательную деятельность. Кроме того, в статье предложена методика конструирования русскоязычного курса и преподавания цифровой гуманитаристики, описана концепция платформы «Изучаем Digital Humanities» и первый опыт ее использования.
Разбор адаптивных моделей в Пермском Прикамье в период РЖВ и ВПН.
В статье рассматривается необходимость и проблемы организации данных источников для изучения идейно-политических и агитационно-пропагандистских дискурсов «красных» и «белых» в годы Гражданской войны на основе материалов Пермской губернской газетной периодики 1918–1919 гг. Отмечено, что решение этих проблем определяется задачами изучения, необходимостью применения цифровых технологий и сводится в главном к обеспечению машиночитаемости источников данных, необходимого уровня их структурирования и организации на основе форм, позволяющих машинную обработку. В качестве основных путей решения указанных проблем обозначены создание цифровых источниковых комплексов на основе источнико-ориентированных информационных систем, массивов в виде файловых коллекций публикаций в текстовых форматах и данных в табличных формах. Показано, что решение задач организации данных создает необходимые условия для эффективного использования цифровых методов анализа и получения ожидаемых результатов на последующих, аналитических этапах исследования.
Палеоэкологические и археологические исследования 2020 года на Якшевитовском археологическом комплексе на р. Сылва . Выявление экстремального затопления территории высокой поймы р. Сылва в IV в. н.э. Результаты исследования позволяют по новому взглянуть на культурогенез в Пермском Прикамье
Палеоэкологические и археологические исследования 2019 года на территории Тулвинского поречья. Использования географического метода для выявления сезонных пойменных поселений и выявления особенностей гидрологии реки. Влияние гидрологии реки на систему жизнедеятельности древнего населения р. Тулвы
Эвакуацию промышленных предприятий и населения на территорию Молотовской области (Пермского края) в годы Великой Отечественной войны можно считать одним из хорошо изученных сюжетов. Спасение из прифронтовой полосы людей, прежде всего, детей, а также оборудования промышленных предприятий, было приоритетом для государства. Однако важной задачей являлась и эвакуация материальных ценностей и документов государственных архивов. Одним из центров эвакуации архивного наследия в 1941-1942 гг. стал г. Молотов (Пермь).
В статье на основе анализа неопубликованных материалов из фондов Государственного архива Пермского края раскрывается ряд аспектов деятельности молотовских архивистов в годы войны, связанных с сохранением эвакуированных документов Центрального государственного архива Октябрьской революции (ЦГАОР СССР) и ряда районных архивов Ленинградской области. Эвакуированные материалы начали поступать в г. Молотов в августе 1941 г., и уже в 1942 г. это имело серьезные негативные последствия для деятельности Государственного архива Молотовской области (ГАМО). Обеспечить лучшие условия хранения для эвакуированных архивных материалов архивисты могли только в ущерб сохранности местных материалов и собственной работе. На длительный период архивисты фактически вынужден был свернуть справочную, и научную деятельность, а также работу по приведению в порядок собственных архивных фондов. Условия хранения материалов по истории Прикамья, и без того оставлявшие желать лучшего, значительно ухудшились. Вместе с тем, плановые показатели по основной деятельности в этот период снижены не были, что, с одной стороны, привело к перенапряжению сил молотовских архивистов, с другой – к явному недовольству начальства работой ГАМО. И все же свою главную миссию в военный период – обеспечение сохранности эвакуированных документальных материалов – сотрудники архива выполнили с честью, а реэвакуация материалов ЦГАОР, проведенная в марте 1944 г., постепенно позволила им вернуться к довоенным условиям работы.
В книге "Пермь - Дуйсбург: город на реке в XX веке" представлены архивные фотографии, которые раскрывают перед читателями визуальную историю двух городов, исторически расположенных на реках - Каме и Рейне. В пяти тематических разделах, сопровождаемых краткими историческими очерками, представлено 132 архивных документа, размещенных сначала парно, а затем по группам: отдельно - фотографии Перми, отдельно - Дуйсбурга. Это панорамы городских прибрежных территорий, фотографии мостов, пристаней, портов, вокзалов, занятых работой людей и отдыхающих.
В этой работе делается попытка воссоздать основные направления и стимулы эволюции социальной организации Афин, которые привели к возникновению полиса. Микенская катастрофа вызвала не только запустение Аттики, но и длительную концентрацию населения в Афинах. Это, на наш взгляд, наложило отпечаток на процесс возникновения и эволюции социальных институтов. В работе поддерживается ранее высказанное предположение, что афинские (ионийские) филы существовали уже в Микенский период. В процессе последующей ионийской миграции они получили распространение и в малоазийских (ионийских) полисах. Трудно сказать, существовали ли фратрии в микенский период, однако можно предположить, что они возникли или начали складываться в период миграций. Примерно с IX в. до н.э. (Геометрический период) начинается процесс, называемый нередко внутренней колонизацией. В его ходе население, прежде сконцентрированное в Афинах, начинает заселять Аттику. Итогом этого процесса становится децентрализация формирующегося государства (полиса) или разрыв связей центра и периферии. Естественно, это создает стимул для восстановления (или обретения) единства. Это происходит в результате того, что мы называем синойкизмом Тезея. Итогом становится формирование архаического (аристократического) полиса.
Монография представляет собой серию очерков, посвященных логическим проблемам, обсуждавшимся в византийском богословии в связи с необходимостью выхода за пределы известных к тому времени античных логик. Для одних мыслителей сама идея подобного выхода означала превращение богословия в абсурд, тогда как для других она была самоочевидной. В течение «византийского тысячелетия» борьба шла с переменным успехом, но, в итоге, выигрывали всегда сторонники второго подхода. Полемики по чисто логическим вопросам было невозможно избежать, и, в некоторых случаях, авторы второго типа эксплицировали новые логические принципы, многие из которых были переоткрыты только в ХХ веке. Данная книга далеко не исчерпывает интересующий ее авторов материал, и даже самые главные логические проблемы рассматриваются не все. Авторы поставили перед собой задачу впервые собрать «критическую массу» фактов, позволяющих уверенно говорить о существовании собственно византийской логики, а не только о продолжении логических традиций античности в Византии.
Проект «Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: анализ средствами digital humanities» объединяет усилия научного коллектива сектора исторических исследований и кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь, активно работающего в области теоретических и прикладных проблем цифровых гуманитарных исследований, и центра социально-гуманитарной информатики БФУ им. И. Канта, одним из ключевых направлений исследований которого является проблема заселения новой территории – Калининградской области в составе России и СССР. Началом реализации проекта является разработка и создание историкоориентированной информационной системы на основе научных публикаций и исторических источников (включая картографические источники и источники личного происхождения – воспоминания и интервью переселенцев) по миграционным процессам в Калининградской и Молотовской областях.
Проанализирована деятельность сотрудников Государственного архива Молотовской области и архивного отдела УНКВД по Молотовской области в сфере использования документов, в том числе их публикации, в интересах пропаганды в первые годы войны.
Статья посвящена трансформации образа «врага» в зарождающемся в Испании в последней трети XVIII – первой половине XIX в. консервативном политическом дискурсе. Сопоставляя образы «врага» в политических дискурсах традиционалистов и либеральных консерваторов, автор показывает, что первый выстраивается на религиозно-философских основаниях, на которые с большим трудом в начале XIX в. наслаиваются политические; второй имеет своей опорой сугубо политические интенции. Для испанских традиционалистов «враги» – это прежде всего сторонники так называемой ложной философии (некатолики и неиспанцы), являющиеся последователями британо-французского Просвещения. Либеральные консерваторы, в принципе отказавшиеся от любых военных коннотаций традиционалистов, трактовали «врагов» исключительно в гражданско-юридических понятиях как политических оппонентов из конкурирующих или союзнических структур (партий и партийных фракций). В рамках традиционализма своеобразным «драйвером» трансформации образа «врага» становятся карлисты, которые в условиях внутридинастических войн между католиками и испанцами были вынуждены придавать своему дискурсу сугубо политическое звучание.
Седьмая лекция Хуана Доносо Кортеса из цикла «Лекции по политическому праву», прочитанная в Мадридском Атенео 24 января 1837 г.
"Пермские Афины" - именно так называется дом семьи Дягилевых в Перми, где Сергей прожил с 1883 по 1890 г. Здесь он впервые стал проявлять стремление к искусству и даже проводить свои первые театральные эксперименты в рамках музыкальных четвергов. В конце XIX века дом Дягилевых был культурным центром Перми, который притягивал своей особой атмосферой. В наши дни Дягилевский музей, разместившийся в этом доме, привлекает туристов из разных стран мира. Посещение Дягилевского дома-музея становится неотъемлемой частью туров в Пермь и в рамках Дягилевского фестиваля.
Международный Дягилевский фестиваль носит мультижанровый характер и отличается нестандартным подходом и необычными перфомансами. Фестиваль представлен с точки зрения событий, вызывающих наибольший интерес у туристов. Дягилевский фестиваль рассмотрен с позиции туроператорской компании, которая уже несколько лет проводит туры для гостей фестиваля.
В книге "Пермь - Дуйсбург: город на реке в XX веке" представлены архивные фотографии, которые раскрывают перед читателями визуальную историю двух городов, исторически расположенных на реках - Каме и Рейне. В пяти тематических разделах, сопровождаемых краткими историческими очерками, представлено 132 архивных документа, размещенных сначала парно, а затем по группам: отдельно - фотографии Перми, отдельно - Дуйсбурга. Это панорамы городских прибрежных территорий, фотографии мостов, пристаней, портов, вокзалов, занятых работой людей и отдыхающих.
Ставится проблема исследования «слепых пятен» современной исторической памяти на примере так называемых «польских перебежчиков» – одной из социальных групп, уничтоженных во время «польской операции» НКВД 1937–1938 гг. Техническим термином «польские перебежчики» («польперебежчики») в документах НКВД обозначались граждане Второй Речи Посполитой – как правило, этнические белорусы, украинцы и евреи, которые в 20-е–30-е гг. ХХ в. по тем или иным причинам бежали в Советский Союз, а позднее в соответствии с оперативным приказом Н.И. Ежова № 00485 от 11 августа 1937 г. и прилагаемым к нему закрытым письмом № 59098 были практически полностью уничтожены. Как объект культурной памяти «польские перебежчики» почти не существуют ни в национальных традициях исторического памятования, ни в памяти их семей, ни в трудах исследователей. Предпринята попытка проследить по материалам архивноследственных дел, хранящихся в Пермском государственном архиве социальнополитической истории, судьбы «польских перебежчиков», которые на момент ареста осенью 1937 г. оказались в Перми. Предложена гипотеза об организованной НКВД в 1931– 1935 гг. стандартной процедуре обращения с «польскими перебежчиками», в соответствии с которой получению последними советского гражданства предшествовали тюремное заключение в одном из приграничных городов, пересылка в специально созданный для них «саровский концентрационный лагерь» и работа на одном из объектов ГУЛАГа. На примере истории «польских перебежчиков» как группы, полностью уничтоженной в ходе процессов государственного террора, обсуждаются проблемы так называемой «вмененной идентичности», палимпсестных форм памяти, релевантности сложившегося методологического инструментария memory studies, в частности условия возможности социальной рецепции «памяти через разрыв».
В главе коллективной монографии проводится сопоставление темпоральных логик позднего неоплатонизма и раннехристианской традиции; обсуждаются проблемы генезиса представления о времени как о структуре, образованной рядом моментов-кайрос, каждый из которых может оказаться точкой разрыва временного ряда.