• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Глава в книге
Zemsky Educational Establishments: Development of the Database
В печати

Исмакаева И. Д.

In bk.: Digital Humanities 2020: Carrefours/Intersections. Book of Abstracts. 2020.

Препринт
Информативные возможности записных разрядных книг начала XVIII века

Захаров А. В.

Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017

Андрей Захаров: "Архив как институция дает главный стержень в профессии историка"

Андрей Захаров: "Архив как институция дает главный стержень в профессии историка"

http://www.archive.perm.ru/about/news/student-interns-will-participate-in-the-research-archive-on-the-case-of-mikhail-romanov/

- Андрей Викторович, это Ваш первый опыт в роли руководителя архивной практики? Было тяжело?

- Да, в качестве организатора практики я приобрел впервые опыт, хотя стаж личной работы в архиве исчисляется с первых курсов университета. Каждый студент, оказавшись в архиве, становится исследователем, организует свою работу самостоятельно. Этот труд требует решения множества нестандартных задач, не прописанных в точности в учебниках и пособиях. Моя работа состояла в координации участия студентов и специалистов. Не думаю, что она измеряется шкалой легкости или тяжести.

- Расскажите о том, как было принято решение о сотрудничестве с архивом и на каких условиях было принято данное соглашение.

- В этом году в Вышке открыта базовая кафедра ГАПК (госархива Пермского края). Архив и наша кафедра гуманитарных дисциплин, я как представитель сектора исторических исследований Вышки разделяем общие ценности в понимании роли архивов, поэтому каких-либо условий, кроме взаимополезной работы у нас быть не могло. Дело не только в территориальной близости архива к главному корпусу Вышки. Большую роль состоятельности сотрудничества дает желание находить взаимопонимание. Это попытка соединить проектную, научную, учебную деятельность студентов нашей кафедры и архива. Должен сработать некий синергетический эффект усиления проектов Вышки и архива.

- Реализация каких совместных проектов ожидается? Насколько важно данное сотрудничество?

- Архив и кафедра гуманитарных дисциплин помимо практики ведут несколько совместных проектов. Одни из них издательского характера: от подготовки тиражных популярных изданий до исследовательских, например, по истории духовного образования в Пермском крае. Имеются еще несколько идей научно-исследовательского характера, которые базируются на проблематике или цифровой истории, или краеведения, и могли бы эффективнее воплощаться совместными усилиями. Было бы уместно назвать мероприятия ГАПК, Агентства по делам архивов Пермского края. Это уже известны уникальные пермские проекты: «Ночь в архиве», архивный фестиваль «АрхиFFest», которые не обходятся без творческого участия наших студентов. Кроме поддержки презентационных форумов у ребят имеется уникальная возможность писать курсовую работу по любому из интересных архивных проектов, заручившись помощью кафедральных и архивных экспертов. Мне кажется, важно не количество проектов, а умение выбрать наиболее востребованные, не распылить общие усилия в множестве задумок.

- Чем студенты-историки занимались в рамках практики в архиве?  

- Насколько мне известно, архивная практика во многих вузах представлена как техническая работа для вспомоществования ежедневным функциям архива. Мы попытались уйти от этого шаблона, который хорош тем, что не требует больших усилий кафедры, прост и надежен. Готовя план практики совместно с руководством и сотрудниками архива, мы попытались выстроить многоаспектную работу для студентов, разделив четверокурсников по их желанию и интересам на несколько подгрупп. Часть студентов занималась практикой исполнения социально-экономических запросов, часть была организована в подгруппу учета и сохранности документов. Несколько студентов занимались в лаборатории оцифровки документов и работой с базой данных проекта «Поколения Пермского края». Также приближенной к исследовательской была работа в двух подгруппах: по сбору и подготовке биографических справок по деятелям Пермского края; по поиску материалов в рамках помощи архивистам, работающим по запросу следственной группы СКР. Это почти сенсационное дело возбуждено по факту убийства великого князя Михаила Александровича Романова, сосланного в Пермь в мае 1918 г. Последняя подгруппа оказалась в русле наиболее актуального проекта архива. Еще предстоит просмотреть огромный объем архивных дел, выявить документы, прямо или косвенно проливающие свет на драматические события июня 1918 г., унесшие десятки жизней, или выяснить подробности биографий организаторов убийства великого князя, его личного секретаря Н.Н. Джонсона и других лиц, не состоявших в близком кругу общения с младшим братом Николая II. Пока мы не знаем точного числа и имена этих погибших, возможно, это более сотни человек. Перед следствием множество подобных труднейших вопросов и небольшую крупицу помощи могли бы внести наши студенты.

- Какие профессиональные компетенции даст ребятам с "Истории" работа в архиве?

- Я бы сказал, что работа в архиве расширяет кругозор и навыки не только будущих историков. Архив – это же не только место для прохождения прописанной в учебном плане практики. И как неустанно пропагандирует наш коллега и директор ГАПК А.А. Борисов: «Архив – не только хранилище документов, это пространство для взаимодействия». Действительно, роль архивов была всегда большей, чем консервационно-реставрационная или поисково-справочная, это с давних пор площадка для коммуникаций специалистов разных профилей и профессий, и, кстати говоря, не только для гуманитариев. Можно зайти на сайт архива, чтобы увидеть какова роль, например, специалистов по информационным технологиям. Можно бесконечно говорить о том, что архив как институция дает главный стержень в профессии историка. Да, без сомнения, архив содействует навыкам исследовательской работы. Достаточно полистать электронные каталоги описей и фондов, чтобы убедиться какое необъятное поле информации открывает архив историку... И даже неисторику, например, в поиске своих корней, родословной. Но давайте посмотрим с другой стороны, не узкоисторической. Занятия в архиве приучают к немаловажной для настоящих профи внимательной и вдумчивой работе с текстом и документами. Она схожа, если хотите, с интеллектуальной лабораторией детектива. Архивный поиск дает стимул выработать, как говорят, эвристические способности – добиться успеха в поиске информации. Разве это не актуально кроме историка экономисту, юристу или медику. Узнавая прошлое через архив, убеждаешься, насколько полезно типичные задачи своей сферы интересов пытаться поставить с точки зрения других научных направлений. Говоря о тех же задачах поиска и обработки информации, как не вспомнить классиков менеджмента. Штудируя труды Ф. Тейлора, начинаешь понимать полезность научной организации труда. И напротив, современное поколение могло бы почерпнуть немало новой информации в профильных областях, проделать множество полезных эвристических упражнений именно с помощью архива.

 

      Пользуясь возможностью, мне хотелось бы от имени кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ-Пермь поблагодарить за совместную работу руководство ГАПК А.А. Борисова, К.В. Прозументика, И.С. Гафурова, И.В. Демину и всех специалистов архива, оказавших помощь в организации архивной практики студентов.

 

Беседовал Егор Кустов