• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033

Руководство
Заведующий кафедрой Василенко Юрий Владимирович

Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru

Крючкова Руслана Владимировна
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Специалист по учебно-методической работе Крючкова Руслана Владимировна

Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru

Документы

Положение о кафедре (PDF, 113 Кб)

 

Книга
Универсальные закономерности развития материи

Береснева Н. И., Василенко Ю. В., Внутских А. Ю. и др.

Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023.

Статья
Брошюры как форма агитационных материалов в период переселенческих кампаний в СССР во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг.

Глушков А. В., Козлова К. О., Исмакаева И. Д.

Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 1. С. 75-84.

Глава в книге
Особенности взглядов О. Н. Бадера на гляденовскую и пьяноборскую археологические культуры

Мингалев В. В.

В кн.: XVI Бадеровские чтения : сборник научных статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения О. Н. Бадера (г. Пермь, ПГНИУ, 27 ноября – 1 декабря 2023 г.). Пермский государственный научно-исследовательский университет, 2023.

Препринт
Информативные возможности записных разрядных книг начала XVIII века

Захаров А. В.

Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017

Алексей Каменских: «Необходимо создавать площадки для общения российских студентов с их сверстниками и коллегами из других стран»

Доцент кафедры гуманитарных дисциплин Алексей Каменских принял участие в четырех международных научных форумах — в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Одессе. Он поделился впечатлениями от поездки и рассказал, какие актуальные проблемы обсуждаются в академической среде культурологов, историков, философов, богословов.

О конференциях

Откровенно говоря, работать в таком режиме мне довелось впервые: четыре города, четыре разных по теме конференции, четыре не похожих друг на друга доклада и еще два телевизионных выступления. Это было трудно, но потрясающе интересно. На III Международной московской платоновской конференции я выступал на секции, посвященной платонизму в русской философии. Ночью приехал в Петербург и на следующий день уже участвовал в дискуссиях на конференции «Горизонты естествознания восточно-христианского Средневековья». Мы обсуждали, в частности, космогоническую технэ в двух трактатах св. Григория Нисского.

Через день я уже был в Киеве, где проходили XV Успенские чтения. Тема чтений была обозначена как «Правда. Память. Примирение». В Киев приехало много замечательных философов, культурологов, богословов из Европы, России, Украины. После Успенских чтений я уехал в Одессу, где мои друзья и коллеги организовали международный семинар «Культура примирения: новое историческое сознание в Украине». На семинаре я представлял два доклада. Участие в четырех масштабных конференциях подряд можно объяснить только счастливым стечением обстоятельств.

О поездках

Поездка получилась сказочной, особенно порадовала конференция в Украине. После пермской прохлады теплая погода в Киеве, солнце и каштаны воспринимались как чудо. И, конечно, Киев – это город, в котором просто приятно находиться. Святая София, Киево-Могилянская академия, Киево-Печерская лавра, где проходили заседания Успенских чтений, потрясли своим величием и прекрасной архитектурой.  В Украине два года идет война, но люди открытые и добрые, это чувствуется повсюду.

Я был очень рад впервые за два года оказаться в Одессе. В этом городе живут и работают дорогие мне люди. Для меня было очень важно проговорить перед ними то, что все это время лежало на сердце. В частности, мы обсуждали проблемы исторической травмы, нравственно-правовой приемлемости концепции коллективной вины. Я постарался обосновать, почему концепция коллективной вины неприемлема. Она не отменяет необходимость индивидуальной ответственности, которую человек берет на себя за судьбы своей страны, за настоящее и будущее своего народа.

Во время моего второго выступления мы говорили о проблемах битвы исторической памяти в городском пространстве на примере Перми. Обсуждалась проблема музея «Пермь-36», плакаты с изображением И. Сталина, проект «Последний адрес», а также другие подобные практики мемориализации исторической травмы.

 О планах

В Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края мы подали заявку на проведение международного семинара на базе НИУ ВШЭ — Пермь в августе 2016 года. Тема – изучение проблем межкультурного диалога российской и европейской мысли в первой трети XX века на примере русских эмигрантов-гуманитариев. Как ведет себя ученый-эмигрант? Он старательно хранит собственную идентичность или встраивается в культуру принимающей страны, оставаясь при этом самим собой? Подобных примеров множество. Они значительно обогатили своими трудами культуру Европы и Америки. Особо интересно и важно для нас – это то, как их интеллектуальное наследие ученых после их смерти возвращается обратно в Россию.

Кроме того, сейчас назрела серьезная проблема взаимопонимания, и в академической среде ее остро ощущают. Необходимо создавать площадки для общения российских студентов с их сверстниками и коллегами из Украины, Польши, Литвы, Белоруссии, Германии для изучения проблем исторических нарративов, политики памяти в наших странах. Это крайне болезненная проблема. Нужно учиться обсуждать ее, понимая механизмы, в соответствии с которыми выстраиваются различные исторические дискурсы, модели политики памяти, варианты школьно-университетского курса национальной истории. Необходимо учиться слушать других,  видеть друг в друге представителей не только иной страны, но и в первую очередь личностей.

(прим. авторский стиль повествования сохранен)