• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Глава в книге
Адаптация, миграция и культурная трансформация в изменяющейся природной среде Приуралья в раннем железном веке и эпоху Великого переселения народов: первые результаты и перспективы исследования

Перескоков М. Л., Шумиловских Л. С., Санников П. Ю. и др.

В кн.: Экология древних и традиционных обществ: Материалы VI Международной научной конференции, Тюмень, 2–6 ноября 2020 г.. Вып. 6. Тюмень: ТюмНЦ СО РАН, 2020. С. 84-87.

Препринт
Информативные возможности записных разрядных книг начала XVIII века

Захаров А. В.

Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017

«Музыкальная шкатулка» на восточный лад

Очередное заседание клуба «Музыкальная шкатулка» прошло с легким интригующим восточным акцентом.

Гости проекта собрались, чтобы услышать европейское представление ориентальной музыкальной традиции.

«Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите о Востоке?» – с такого вопроса начал заседание «Музыкальной шкатулки» руководитель клуба, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Кирилл Прозументик. И выбранное вступление неслучайно: темой очередной встречи стал «Ориентализм в классической музыке».

Поводом для заседания стала мысль американского культуролога арабского происхождения Эдварда Вади Саида, который предположил, что само понятие «восток» – порождение европейской культуры. И основной акцент на заседании клуба был сделан на том, как воспринимался ориентализм в западной музыкальной традиции.

«Ближневосточный музыкальный колорит в мелодическом отношении создается очень просто.  Композиторы как правило применяют простую техническую операцию – увеличенную секунду (на 4-й или 7-й ступени гаммы). В плане гармонии там все гораздо сложнее. Что касается дальневосточной музыки, то гамма там состоит не из 7, а из 5 тонов (так называемая пентатоника). Интересно, что и русские композиторы пользовались пентатоникой в своих произведениях. Как отметил Кирилл Прозументик, известный хор «Солнцу красному, слава!» Бородин написал, используя пентатонику.

Участники встречи убедились в справедливости слов руководителя клуба, услышав подобранные музыкальные композиции. Среди них произведения Эдварда Грига, Энрике Гранадоса, Камиля Сен-Санса, Николая Римского-Корсакова, Александра Бородина и др.

Примечательно, что в этот раз участие в заседании клуба приняли не только студенты социально-гуманитарного факультета, но и ребята с других факультетов, а также гости «со стороны».

Темой следующей встречи будет «Музыка протеста».