Пермь
Бульвар Гагарина 37, 218 кабинет
тел. +7 (342) 205-52-28,
вн. 6118
Департамент призван обеспечить методическое единство и высокий уровень качества исследовательской и учебной деятельности в рамках направления «Менеджмент». Департамент создан в 2014 году путем слиянием кафедр общего менеджмента, стратегического менеджмента и государственного и муниципального управления.
Третьякова Е. А., Роженцова Е. В., Шляпина М. В. и др.
Пермь: ИЦ «Титул», 2025.
V.V. Lanin, Mozhegova A.
Proceedings of the Institute for System Programming of the RAS. 2025. Vol. 37. No. 5. P. 225-240.
Пустовик В. А., Куликова С. П.
В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 25 – 26 июня 2025. М.: Буки Веди, 2025. С. 430-435.
Zaripova J., Чуприянова К. С., Polyakova I. et al.
General Economics :: arXiv :: Cornell Univerisity. arXiv:2311. Cornell University, 2023
.jpg)
«Проблема соотношения психологического и биологического является одной из фундаментальных и актуальных для психологии», — с этого утверждения начал свое выступление Дмитрий Корниенко. Профессор рассказал об этапах формирования психобиологии — направления науки, появившегося на стыке психологии и биологии (физиологии человека). Идея о связи психологии человека и его физиологических особенностей возникла достаточно давно. Многие ученые и даже псевдоученые объясняли поведение человека с помощью характеристик телосложения и нервной системы. Например, одно время была популярна френология — наука о строении черепа, затем — учения Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона о взаимосвязи телосложения человека и его характера и др.
Профессор отметил, что все эти исследования не могут быть признаны научными: «Когда в исследовании задействованы биологический и психологический уровень, необходим третий фактор для получения достоверных результатов. Зачастую его сложно или невозможно найти, что ограничивает такие проекты и приводит к псевдорезультатам».
Дмитрий Корниенко представил также современные направления развития психобиологии, например изучение циркадных суточных ритмов человека («совы» и «жаворонки»).
Во второй части семинара профессор рассказал о результатах исследования уровня кортизола у школьников и студентов. Исследование было проведено совместно с группой авторов. Прежде всего он пояснил взаимосвязь уровня гормона кортизола и стресса. «Кортизол показывает нам, что мы находимся в состоянии стресса. При этом он пытается понизить выработку других гормонов, чтобы сохранить организм в сбалансированном состоянии. Кортизол максимально проявляется в утренние часы. К вечеру его уровень снижается», — рассказал профессор.
Почему для исследования был выбран именно гормон стресса? Не последнюю роль рпи выборе сыграла возможность изучения кортизола: он легко идентифицируется в различных жидкостях, например в слюне человека.
В исследовании принимали участие школьники (10—11-е классы) и студенты (1—2-й курс) из Москвы, Перми и Кудымкара. Главной целью исследования было сопоставление показателей кортизола и психологических свойств личности. Результаты оказались неожиданными. «У москвичей обнаружился самый высокий уровень беспокойства, но при этом они были наименее тревожны, то есть у них наблюдался самый низкий уровень кортизола. Такая же ситуация у кудымкарцев. У пермяков же был обнаружен максимальный уровень тревожности и, соответственно, максимальный уровень кортизола», — рассказал Дмитрий Корниенко.
Профессор отметил, что авторы исследования нашли следующее объяснение таким результатам: «Ситуация стрессовости для студентов Москвы и Кудымкара в чем-то похожи. Студенты, которые учатся в глубинке Пермского края, знают, куда они пойдут работать (только 15% выпускников вуза Кудымкара не могут найти работу). Москвичи же уверены, что в любом случае найдут работу, поскольку у них больше возможностей. А пермяки испытывают стресс из-за неуверенности в собственном будущем».
Кроме того, исследование показало, что уровень кортизола у школьников и студентов отличается. У студентов он всегда выше. «Получается, что для школьников ситуация обучения менее стрессовая, чем для студентов. А переход из школы в вуз вызывает долгосрочный стрессовый эффект», — отметил Дмитрий Корниенко.
Подвоя итог своего выступления, профессор подчеркнул: «Исследование в рамках психобиологии позволяет обозначить много интересных фактов. Но при этом нельзя дать им однозначной интерпретации, что ограничивает нашу работу. Кроме того, адаптация к стрессу отражается как на психологическом, так и на физиологическом уровне, но при этом не прослеживается прямая их взаимосвязь. Все зависит от того, как мы относимся к конкретной ситуации».