Стеклянные фотонегативы, изразцовая печь в 3D – проекты студентов-историков для Пермского краеведческого музея

Один из основных и давних партнеров образовательной программы «История» – Пермский краеведческий музей. Студенты работают над совместными проектами, помогая музею сохранить коллекции и сделать их доступными для посетителей, изучая новые техники и получая важные hard и soft skills. В этом году историки создали базу данных стеклянных фотонегативов и восстановили облик изразцовой печи. Впечатлениями о работе в проектах студенты и кураторы поделились в рубрике «Прожектор».

Стеклянные фотонегативы, изразцовая печь в 3D – проекты студентов-историков для Пермского краеведческого музея

© Высшая школа экономики

Проект «История печных изразцов в Прикамье»

В первой половине XVIII в. в Пермском Приуралье появились рельефно-расписные и многоцветные изразцы, дополненные примитивной росписью в виде стилизованного растения, а затем и расписные изразцы. Основное количество изразцовых печей было сконцентрировано в Соликамске – наиболее богатом и развитом городе. Фрагменты изразцов находятся в фондах местного музея, но целой печи не сохранилось.

Многоизразцовые клейма в соликамском музее и несколько фотографий печей дали возможность студентам с помощью 3D-реконструкции восполнить этот пробел и восстановить образ печи. Поскольку изразцы срединной части не сохранились, был использован подобной пример воссоздания изразцовой печи (но другого цвета) С.А. Маслиха. Результат 3D-реконструкции изразцовой печи можно посмотреть по ссылке. Реконструкция проводилась в лаборатории виртуального наследия в рамках проекта, поддержанного благотворительным фондом В.Потанина.

В проекте участвовали студенты 2-3 курса: Лариса Бекасова, Татьяна Ибрагимова, Екатерина Качмашева, Иван Криволевич, Анна Бочарова. Кураторы – Наталья Евгеньевна Соколова, кандидат исторических наук, хранитель коллекции изразцов Пермского краеведческого музея, и Анастасия Алексеевна Жеглова, художник-реставратор Пермского краеведческого музея.

Татьяна Ибрагимова, студентка 3 курса образовательной программы «История»

Татьяна Ибрагимова, студентка 3 курса образовательной программы «История»

Участие в данном проекте дало мне многое: знакомство со специалистами узких направлений и с внутренней работой музейных фондов, новые навыки работы с 3D-моделями, возможность отточить навык 3D-сканирования и, на мой взгляд, самое главное – повод углубиться в такую, казалось бы, малоинформативную тему, как изразцовые печи. Работая в какой-то одной научной сфере, ты мало внимания уделяешь чему-то другому, а участвуя в подобных проектах, можешь попробовать что-то новое. Как мне кажется, это самое интересное в проектной деятельности.

Сложности, конечно, тоже были и всегда будут, но решение проблем заставляет тебя подумать, придумать выход, и, как итог, даёт тебе больше, чем ты ожидал получить, только начиная работать. В нашем случае сложности были с реконструкцией недостающих изразцов, но благодаря совместной и ответственной работе участников проекта, их удалось восстановить.

Екатерина Качмашева, студентка 3 курса образовательной программы «История»

Екатерина Качмашева, студентка 3 курса образовательной программы «История»

В рамках проекта мне интересно было познакомиться с новой технологией создания 3D-модели. До этого мы создавали ее с нуля, с помощью геометрических линий и фигур, а в этом году пробовали технологию 3D-сканирования. В итоге мы работали с уже готовой моделью и редактировали ее. Сложно было проводить много времени перед компьютером, потому что редактировать текстуру изразцов приходилось долго.

Мне кажется, для студентов такие проекты – шанс попробовать себя в современной и развивающейся области. Очень важно понимать, что будущая профессия может быть абсолютно любой и навыки, полученные в проектах, пригодятся всегда.

Иван Криволевич, студент 3 курса образовательной программы «История»

Иван Криволевич, студент 3 курса образовательной программы «История»

Когда я принимал решение об участии в проекте, я практически не обладал необходимыми навыками для работы с 3D-моделями, из-за чего всему учился уже в процессе. Это, пожалуй, и было самым интересным – осваивать что-то новое и сразу же применять, зная, что в итоге вы получите продукт, который будет «полезным», а не останется где-нибудь в папках на компьютере.

Подобные проекты дают важный опыт взаимодействия с различными организациями, в нашем случае – это музей. Как мне кажется, такой опыт необходим студенту – чем больше, тем лучше.

Проект «Остановись, мгновенье!..»

В рамках проекта студенты 3 курса Яна Хасимова, Екатерина Фотина и Айдар Нуриев познакомились с фондами музея и тематикой коллекции стеклонегативов (самые хрупкие фотографические объекты) – это снимки городов, заводов, поселков Пермской губернии, этнография коми-пермяков. Реставратор музея Анастасия Жеглова рассказала ребятам про историю фотографии и ранние фотографические техники, в августе они на практике попробуют некоторые из них: цианотипию, соляную печать и др.

Также студенты провели исследования и опубликовали результаты на темы: «Охотничий промысел коми-пермяков (по материалам коллекции фотонегативов Пермского краеведческого музея)», «Стеклянные фотонегативы как исторический источник для изучения образа уездных центров (по материалам коллекции фотонегативов Пермского краеведческого музея)», «Материальное положение коми-пермяков на основе негативов конца XIX – начала XX вв».

Результатом работы над проектом стала база данных коллекции стеклонегативов, которая позволяет сгруппировать их по тематике, сохранности, жанрам и другим критериям. 

Яна Хасимова, студентка 3 курса образовательной программы «История»

Яна Хасимова, студентка 3 курса образовательной программы «История»

Мне понравилось участвовать в проекте с Пермским краеведческим музеем. Я научилась разбираться с тем, как сохранился негатив, какие есть на нем повреждения (налет, пятна и т.п.) и почему они появились. Также я приняла участие в конференции и совместно с руководителем проекта Анастасией Жегловой написала научную статью. На мой взгляд, подобные проекты дают опыт работы с различными источниками и возможность участия в научных конференциях.

Анастасия Жеглова, художник-реставратор Пермского краеведческого музея

Анастасия Жеглова, художник-реставратор Пермского краеведческого музея

Замечательно, когда студенты приходят к нам со своими интересными идеями, так было с проектом про изразцовые печи, или отвлекаются на проекты, которые необходимы музею, так было с негативами.

Изразцы в нашей коллекции хранятся разрозненно, у нас нет возможности собрать их в единую печь, как они были изначально. По этому проекту ребята сделали научную реконструкцию печи с изразцами XVIII в., производства г. Соликамск. Я выступала лишь как координатор проекта и связывала их с хранителем коллекции изразцовых печей, которая читала им лекции по тепе, консультировала. Результат превысил все ожидания. Надеюсь, скоро эту печку вы сможете увидеть на сайте Пермского краеведческого музея.

Проект  «Остановись мгновенье!..» – очень важный лично для меня как для реставратора фотодокументов. Мы несколько раз встречались с ребятами и в зуме, и в музее. Я кратко рассказала им историю фотографий и фотографических техник, мы посмотрели сами предметы, обсудили атрибуты для описания сохранности в базе данных. Эта работа поможет мне отслеживать изменения сохранности, выделить предметы, которые нуждаются в реставрации в ближайшее время, обозначить основные повреждения памятников. Также, надеюсь, нам удастся собраться в августе и попробовать некоторые ранние фотографические техники XIX в., сделаем отпечатки с негативов.