• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускники Вышки успешны и востребованы

Новый компаньон (Пермь). 2009. №  13 (547). 7 апреля

Директор Высшей школы экономики в Перми о преимуществах и особенностях обучения в этом престижном вузе.


− Галина Емельяновна, чем, на Ваш взгляд, можно объяснить тот факт, что сегодня едва ли не половина выпускников вузов не может найти работу по специальности и среди этих «потерявшихся» молодых специалистов немало экономистов и менеджеров?
 
− Один только факт обладания заветным дипломом, даже и государственного образца, отнюдь не гарантирует востребованность человека как профессионала на рынке труда. Действительно, за последние годы очень многие люди стали обладателями дипломов экономиста или юриста, только вот качество приобретенных ими знаний, увы, вызывает в большинстве случаев серьезные вопросы. Давайте посмотрим на эту проблему шире. Во всем огромном Советском Союзе имелось примерно 700 высших учебных заведений, включая сотню военных вузов. А сегодня в современной России в наличии 3700 вузов и их филиалов. В одной только Москве полторы сотни вузов выдают дипломы юриста, а на подготовку экономистов и менеджеров в стране получено более 1700 лицензий. О каком качестве знаний и о каких компетенциях можно говорить применительно к большинству выпускников по этим специальностям?
 
− По-моему, нормальная ситуация: есть спрос на высшее образование, люди готовы за него платить из собственного кармана…
 
− В том то и беда, что кроме «разрухи в головах» они ничего не смогут получить в наскоро созданных конторах, имеющих своей целью лишь быстрое обогащение. В результате высшее образование как ценность девальвируется. 
Проблема гораздо глубже – ведь в патовой ситуации оказались и государственные учреждения высшего профессионального образования. По сути, государство само спровоцировало это. Долгие годы не финансируя науку и образование в должном объеме, оно предоставило вузам возможность «выкручиваться» самим. Именно поэтому образовательные чиновники с легкостью выдавали инженерным, педагогическим, сельскохозяйственным вузам лицензии на обучение экономике, праву, менеджменту и даже психологии. В ряде случаев это обернулось полной деградацией профильного образования. Подчеркну – это общероссийская проблема.
 
− Давайте вернемся к теме трудоустройства экономистов и менеджеров: насколько успешны выпускники пермской Вышки?
 
− Успешны и востребованы, как говорится, «на все 100». Дело в том, что к нам случайно, наобум, абитуриент не попадает. Как правило, это взвешенное и продуманное решение. Человек идет к нам, зная, что получит полноценное университетское образование. Это во-первых. 
Помимо серьезнейшей подготовки по специальности, мы большое внимание уделяем преподаванию иностранных языков. Достаточно сказать, что в учебной программе 800 часов отводится английскому языку. Наши студенты имеют возможность сдать экзамен Кембриджского университета и получить сертификат Британского совета. Этот сертификат не требует подтверждения за рубежом и принимается всеми иностранными компаниями. Это во-вторых.
Ну и в-третьих, Высшая школа экономики − это узнаваемый и уважаемый бренд. Выпускники-бакалавры пермской Вышки имеют высокие рейтинги, обучаясь на магистерских программах в московском кампусе нашего университета. 
К нам регулярно приезжают представители таких ведущих мировых аудиторских компаний, как PriceWaterнouseCoopers и KPMG, и тестируют наших студентов. Их независимая оценка свидетельствует: уровень знаний и навыков очень высокий. Наши выпускники сегодня работают в разных сферах: в финансовой, банковской, производственной, у многих свой бизнес. Так что «оставшиеся не у дел экономисты и менеджеры» − это не про нас. И тот факт, что программы второго высшего образования у нас более чем востребованы, говорит о том, что люди, понимая необходимость постоянно обновлять знания, выбирают именно нас. 

− В продолжение темы второго высшего образования: есть ли новые направления в этом году, поменялось ли что-то?
 
− В этом году мы планируем в последний раз произвести набор студентов, желающих получить второе высшее образование в рамках специалитета по направлениям «Экономика», «Менеджмент» и «Бухгалтерский учет» по программам вечерне-заочного факультета со сроком обучения три года и в форме заочного обучения со сроком обучения 3,5 года.
 
− То есть бакалаврами и магистрами студенты, получающие второе высшее образование, стать не смогут?
 
− Поясню. В соответствии с законодательством РФ со следующего года такого понятия, как «специалитет», в ВШЭ больше не будет. Мы перейдем на программы бакалавриата и магистратуры. 
Бакалавриат очень интересен тем, кто имеет среднее профессиональное образование, ведь, закончив бакалавриат, человек получает полноценное высшее образование. А тем, у кого уже есть высшее образование, например, естественнонаучное, гуманитарное или инженерное – будут интересны магистерские программы. То есть выбор есть.
 
− Поступить на дневное отделение Вышки на бюджетной основе, скорее всего, очень сложно?
 

− Это заблуждение! Количество бюджетных мест с этого года существенно увеличивается как в бакалавриате, так и в магистратуре. Мы принимаем студентов на три факультета: «Экономика», «Менеджмент» и «Бизнес-информатика и программная инженерия». Впервые в этом году абитуриенты могут поступить к нам по результатам ЕГЭ по русскому языку, математике и иностранному языку. Это очень важный момент. Также впервые в этом году для того, чтобы поступить в магистратуру, не нужно проходить дополнительных испытаний, необходимо представить набор своих достижений на прежнем месте обучения (портофлио). Все подробности можно узнать на нашем сайте www.hse.perm.ru. Кроме того, уже работает «горячая линия» по вопросам приема.
 
− В прошлом году Вы анонсировали изменения в статусе Государственного университета ВШЭ. О чем идет речь?
 

− Мы стали Университетом при Правительстве РФ. Теперь мы исследовательский университет. Это и повлекло увеличение бюджетных мест, особенно в магистратуре. Для нас это большая ответственность, и мы приложим все усилия, чтобы справиться с задачами, поставленными Правительством. 
 
− Давайте вернемся к системе обучения «4+2», то есть к бакалавриату и магистратуре. Не получается ли так, что для бакалавра сужается «поле для маневра» в образовательном и карьерном смыслах?
 

− Наоборот. Окончив бакалавриат, то есть уже получив диплом о высшем образовании, выпускник может поступить в магистратуру, где есть двадцать пять магистерских программ против трех в бакалавриате. И в итоге человек становится обладателем двух высших образований по разным направлениям.
 К примеру, можно закончить бакалавриат по экономике и стать магистром менеджмента, политологии или государственного и муниципального управления. И заметьте, за счет бюджета. Так что, возвращаясь к началу нашего разговора, наш выпускник может быть уверен: не у дел он не останется.