• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВЕТТА: Галина Володина отвечает на вопросы о Вышке в Перми

23 января в эфире телеканала «ВЕТТА» директор пермского кампуса НИУ ВШЭ Галина Емельяновна Володина рассказала, как создавались программы обучения в НИУ ВШЭ — Пермь, как понять, в каком вузе стоит учиться, и почему знание английского языка сегодня нужно всем.



Если вам по каким-то причинам неудобно смотреть видео, мы подготовили краткий конспект интервью.

Вышка в Перми — филиал федерального университета, в отличие от остальных «традиционно пермских» вузов. Что это значит?

Мы единый университет, который работает по единым стандартам. Нас даже не называют филиалом — ректор постоянно подчеркивает, что мы федеральный мультикампусный университет. Во всех четырех кампусах царит одинаковая атмосфера в учебном процессе, одинаковая образовательная и академическая культура. У мультикампусной системы много возможностей. В первую очередь, есть разные точки входа в университет. Далеко не каждый родитель может себе позволить отправить ребенка учиться в Москву. Но можно поступить в пермский кампус и использовать все плюсы студенческой мобильности. Каждый студент, поступивший в Вышку в Перми, может проучиться один или два семестра в любом другом кампусе и формировать свою образовательную траекторию.

В НИУ ВШЭ — Пермь всего 6 программ бакалавриата и 7 программ магистратуры, в отличие от, например, московского кампуса. Почему так?

20 лет назад мы вообще начинали с двух программ — с экономики и менеджмента. Через какое-то время мы поняли, что нашу линейку надо достраивать теми компетенциями, которые будут востребованными в XXI веке. И первая достройка — IT. Поэтому мы открыли бизнес-информатику как симбиоз менеджмента, экономики и IT, а также полностью «айтишную» специальность — программную инженерию. Дальше мы поняли, что нам необходимо усиливать базовое гуманитарное образование. Для этого мы открыли программу по истории как программу с глубокой платформенной гуманитарной подготовкой. еще одна достройка — юриспруденция. Понятно, что любому экономисту, менеджеру, айтишнику надо знать основы юриспруденции (так же, как юристу важно иметь представление и об основах хозяйствования, и о правилах управления бизнесом, и даже об IT). Какие навыки будут востребованы в будущем (и востребованы уже сейчас)? Финансовая грамотность, IT-подготовка и… языки. Мы ведем подготовку по открытию нового направления, связанного с лингвистикой и коммуникациями.

Кстати о языках. Все знают про ваши требования в отношении языка. Они понятны применительно к переводчикам. Но зачем знать английский язык экономисту?

В обыденном восприятии так и есть. Но мы считаем, что профессиональное знание языка нужно всем: без этого невозможно подготовить профессионала для рынка труда. Такие требования есть и у работодателей — многие наши студенты устраиваются работать в международные компании. Да и потом, вся мировая наука связана с языком. У нас регулярно проходят лекции и мастер-классы зарубежных профессоров, у нас богатейшая библиотека и медиатека, оформлены подписки на международные научные издания. У нас проходят конференции, где рабочий язык английский.

Какие вопросы вам задают чаще всего родители?

Многие родители хотят отправить детей на обучение в столицу. Кто-то хочет отправить ребенка учиться за рубеж. Логика «где родился, там и пригодился» сегодня уже не работает. Мы говорим: «Не надо. Здесь есть сильные университеты. При поступлении в Высшую школу экономики в Перми вы сможете управлять образовательным процессом, включая в него обучение в московском и, например, петербургском кампусах».

Часто приходят вопросы по баллам ЕГЭ. «Какой у вас минимальный балл?» «Какой средний балл?» И так далее, не понимая, на что нужно ориентироваться. Я говорю: «Смотрите в первую очередь на показатель качества приема. Это универсальный индикатор, который показывает, с каким средним баллом поступают студенты в тот или иной вуз. И вы сможете заметить, что в некоторых вузах средний балл на коммерческий прием выше, чем в других на бюджетный. Это значит, что люди туда зачем-то хотят попасть».

На что еще нужно обратить внимание? Например, я родитель сегодняшнего выпускника школы. И я думаю, где он будет жить, в какой городской среде, при каком уровне цен и так далее.

Я всегда советую родителям выбирать бакалавриат (первые четыре года обучения ребенка) недалеко от дома. В 17 лет далеко не всех можно отправить в самостоятельный путь: не у каждого психика готова принять большой город, жить одному, самому себя обеспечивать, сталкиваться с транспортными и другими проблемами. Поэтому мой совет: первые четыре года лучше жить в Перми, а потом уже выбирать любую магистратуру.