Завершение деятельности Университетско-школьного кластера в 2013 году
12 ноября 2013 года состоялся заключительный очный семинар для учителей математики, русского языка, английского языка, истории и обществознания, экономики – участников деятельности Университетско-школьного кластера в 2013 году. Всего в работе семинара приняли участие более 200 учителей из 61 образовательного учреждения Пермского края.
Университетско-школьный кластер – инновационная форма повышения квалификации учителей Пермского края, созданная и апробируемая в Университетском округе НИУ ВШЭ по инициативе и на основе замысла Л.Л. Любимова.
Целью деятельности Университетско-школьного кластера в 2013 году стало создание эффективных условий для повышения качества школьного образования в контексте современных требований посредством совершенствования профессиональной компетентности учителей, а также предметных компетенций учащихся под руководством профессорско-преподавательского состава пермских университетов.
На пятом очном семинаре были подведены итоги деятельности учителей в формате кластера в 2013 году, а также учителя завершили освоение пятого модуля образовательных программ дополнительного профессионального образованияпо общему тематическому направлению ″Управление качеством школьного образования».
Своими аналитическими суждениями по итогам проведения заключительного очного семинара поделились заведующие и тьюторы кафедр предметного содержания кластера.
Анатолий Прокопьевич Иванов, заведующий кафедрой учителей математики Университетско-школьного кластера, к .ф.-м. н., ординарный профессор:
Кластер – наиболее эффективная форма повышения квалификации учителей, где каждый педагог прикрепляется к тьютору, преподавателю кафедры высшей математики НИУ ВШЭ – Пермь, и имеет уникальную возможность в любое время в дистанционном режиме получить самую квалифицированную консультацию (были случаи, когда некоторые учителя в день на специальном сайте кластера совершали несколько выходов).
Наряду с учителями, которым крайне необходимо повышений своей профессиональной компетенции и освоение современных методик повышения качества обучения, в работе кластера ежегодно принимают активное участие самые известные учителя математики Пермского края, учеников которых можно безошибочно определить на любых студенческих потоках по их высокому уровню математической подготовки, в частности: Баранова В.Э., Семушина Л.Б., Изергина Г.С., Гончарова И.В., Маркова Е.А. и др.
В процессе работы учителя получили огромное количество многовариантного раздаточного материала с целью практического использования на уроках в 7-11-х классах для обеспечения повышения результативности при сдаче ГИА и ЕГЭ по математике.
Татьяна Борисовна Карпова, тьютор учителей-мультипликаторов кафедры учителей русского языка Университетско-школьного кластера, к. филол. н., доцент:
Около 60 учителей русского языка из школ города Перми и Пермского края участвовали в образовательном проекте и 12 ноября подвели итоги своей работы в кластере в 2013 году.
В анонимных анкетах в качестве положительных аспектов такой формы повышения квалификации многие учителя отметили следующие:
- удобство дистанционной формы, позволяющей без отрыва от уроков, при свободном графике повышать свою квалификацию;
- возможность индивидуальной профессиональной коммуникации с тьюторами, которые оперативно консультируют по всем вопросам, помогают решать возникающие проблемы;
- отличная учебно-методическая база по предмету, которая формируется тьюторами, служит хорошей теоретико-методологической основой как для отдельного учителя, так и для целых профессиональных коллективов, например, методических объединений, творческих мастерских и т. под.
Вот некоторые высказывания учителей: «кластер выявляет мои слабые места…»; «вспоминаешь забытое…»; «появляются новые идеи, хочется многое поменять в своей работе…»; «получаешь прекрасный импульс для работы с одаренными детьми…».
Тьюторы кафедры учителей русского языка отмечают рост доверия учителей к кластеру, желание многих оставаться в нем и дальше. Тем более это относится к учителям-мультипликаторам, которые в 2013 году разрабатывали курс речеведения для средней школы, представляющий собой дополнительные материалы, скомпонованные на основе тематического принципа и позволяющие повысить мотивацию школьников к изучению родного языка, воспринять его как важнейшую часть национальной культуры.
Екатерина Николовна Петкова, заведующая кафедрой учителей английского языка Университетско-школьного кластера, к. филол. н., доцент:
На семинаре подводились итоги более чем полугодовой работы учителей, протекавшей в основном дистанционно. 68 учителей английского языка из школ Перми и Пермского края в течение 2013 года активно взаимодействовали с тьюторами кафедры, повышая как уровень методической компетенции, так и уровень владения английским языком. Повышение квалификации проходило по двум программам: общей и «мультипликационной», - в рамках которых учителя имели возможность познакомиться с форматом международных кембриджских экзаменов, сравнить его с форматом ГИА и ЕГЭ по английскому языку, и самостоятельно создавать тестовые задания в подобных форматах. Целью общей программы стояла проработка основных грамматических тем школьной программы и совершенствование навыков обучения двум из базовых языковых навыков (чтение и аудирование).
Целью «мультипликационной», углубленной, программы повышения квалификации было создание и реализация учителями-мультипликаторами английского языка образовательных проектов, направленных на совершенствование какого-либо языкового навыка у школьников. Внедрение общеевропейских компетенций владения иностранным языком и государственного стандарта нового поколения в учебный процесс в российских школах является одним из достоинств разработанных проектов. Целевой аудиторией проектов являлись учителя английского языка Перми и Пермского края, испытывающие потребность в совершенствовании педагогического мастерства, и учащиеся школ Перми и Пермского края.
Все проекты прошли успешную апробацию среди широкой аудитории учащихся школ Перми и Пермского края. Явный прогресс учащихся, принимавших участие в апробационных мероприятиях, свидетельствует об эффективности образовательно-проектной деятельности мобильных инновационных групп и кластера в целом. Следует отметить, что учителя-мультипликаторы привлекли к апробации своих образовательных проектов около 100 сторонних педагогов, не являющихся участниками кластера.
В ходе работы все учителя продемонстрировали заинтересованность в развитии своей профессиональной компетентности и непрерывном повышении своей квалификации, высокий уровень профессионализма и такие личные качества, как инициативность, креативность, толерантность, умение работать в команде, эвристические способности.
По окончании семинара тьюторы кафедры вручили дипломы и сертификаты достойнейшим из достойных.
Елена Владимировна Корчагина, заведующая кафедрой учителей истории и обществознания Университетско-школьного кластера, к.п.н., доцент:
Вот и подошел к концу V этап деятельности Университетско-школьного кластера. Уже стало хорошей традицией на каждом семинаре кафедры учителей истории и обществознания слушать и обсуждать в формате круглого стола выступления самих учителей. В этот раз группой учителей-мультипликаторов был представлен отчет о результатах реализации образовательного проекта по теме "Развитие учебно-исследовательской, проектной, профориентационной деятельности учащихся как направление повышения качества образования". Группой было проведено очень емкое и сложное социологическое исследование, участниками которого стали учителя и учащиеся г. Чусового, г. Верещагино, г. Березники и г. Перми.
Результаты данного исследования интересны и неоднозначны, и, что интересно, сами авторы исследования не ожидали получить подобные результаты. Стоит отметить, что эта неожиданность только подтверждает гипотезу исследовательской группы, хотя и показывает проблему с нового ракурса.
Презентация этих результатов вызвала оживленную дискуссию, в ходе которой учителя показали большую заинтересованность в теме и результатах исследования, никто не смог остаться равнодушным. По отзывам самих учителей, результаты этого исследования показывают проблемы с потребностью в саморазвитии у современного педагога, погребенного под колоссальной нагрузкой, огромным количеством бумаг, обязательных к заполнению. Во всех этих обязательных вещах представление о миссии учителя (а профессия учителя без этого невозможна) не просто уходит на задний план, а полностью исчезает. Но ведь учительство это не тот труд, где нормированный рабочий день, большие затраты, легкая аудитория и возможность транслировать одно и тоже из года в год.
Эта проблема осознается учителями, принимающими участие в работе кластера, именно об этом и шел глубокий и содержательный разговор на очном семинаре 12 ноября.
Еще на II Всероссийской научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ очень заметным стало отличие сообщества историков и обществоведов, входящих в кластер от своих коллег. Одной из основных причин такого отличия хотелось бы назвать именно понимание и осознание участниками кластера проблемы миссии учителя.
Лучшее подтверждение тому – слова одного из педагогов кластера, написанные ею в тематическом эссе: «Самый трудный предмет при реализации новых образовательных стандартов – это сам учитель, изменение его менталитетов, его подходов к структуре и проведению урока».
Проектная группа Университетско-школьного кластера