• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ подвели итоги конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» — 2022

В НИУ ВШЭ подвели итоги конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» — 2022

© iStock

Конкурс исследовательских проектов состоялся в Вышке уже в третий раз. В этом году он проходил с 21 марта по 8 июля. Важным отличием от предыдущих лет стала направленность конкурса-2022 на поддержку исследований по тематикам стратегических проектов Программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года.

Всего на конкурс было подано 24 заявки от 17 научных подразделений Вышки:

 12 заявок поступило от НИУ ВШЭ в Москве;

 9 заявок — от кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге;

 2 заявки — от кампуса НИУ ВШЭ в Перми;

 1 заявка — от кампуса НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде.

Партнерами Высшей школы экономики в конкурсных заявках выступили 19 научно-образовательных организаций из 14 регионов России. 9 организаций участвовали впервые.

Наиболее активное участие в конкурсе приняли научные коллективы из:

 ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»;

 ФГАОУ ВO «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»;

 ФГАОУ ВO «Южный федеральный университет».

По итогам конкурса было поддержано 8 научно-исследовательских проектов.

Среди научных подразделений НИУ ВШЭ наиболее содержательными оказались заявки, представленные кампусом НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: из 9 заявок, принявших участие в конкурсе, 5 было поддержано. Также были поддержаны 2 заявки от научных подразделений НИУ ВШЭ — Москва и 1 заявка от НИУ ВШЭ — Пермь.

В рамках тематики стратегических проектов Программы-2030 среди поддержанных проектов представлены все ее тематические направления.

Проекты — победители конкурса:

1. Создание и исследование полупроводниковых гетероструктур А3В5 с квантовыми точками для нанофотоники, излучателей одиночных фотонов, микро- и нанолазеров (Международная лаборатория квантовой оптоэлектроники НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Лаборатория эпитаксиальных технологий ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»).

2. Воспринимаемое качество общения в реальных и компьютерно-опосредованных встречах и его объективные измерения на примере окситоцина и мимических маркеров (Лаборатория социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Лаборатория социальных нейронаук ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ).       

3. Социально-психологические факторы адаптации и интеграции детей-мигрантов (Научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Лаборатория социально-психологических исследований при кафедре социальной психологии и виктимологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»).

4. Спрос и предложение навыков молодежи: между образованием и рынком труда (Лаборатория исследований рынка труда НИУ ВШЭ — Москва и Центр научных исследований «Инструментальные, математические и интеллектуальные средства в экономике» ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»).

5. Пространственный анализ как ключевой инструмент управления сельским развитием в регионе: принципы, методы, практические рекомендации (Институт аграрных исследований НИУ ВШЭ — Москва и Лаборатория мониторинга устойчивого социально-экономического развития сельских территорий ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»).

6. Актуальные аспекты исследования прав человека в контексте биоэтики (Научно-учебная лаборатория междисциплинарных эмпирических исследований НИУ ВШЭ — Пермь и Центр инновационного проектирования и прикладных исследований Института государства и права ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»).  

7. Практики урбанистического развития в российском политическом пространстве конца XV — начала XVII в.: человек и малый город (Центр исторических исследований НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Центр археологических исследований ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»).

8. Развитие арктического туризма и креативных индустрий как драйверов преобразования арктических городов и территорий на примере Мурманской области (Лаборатория управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Лаборатория междисциплинарных исследований качества жизни арктических городов ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»).

Марина Литвинцева

«Мы рады, что конкурс в очередной раз расширил географию сотрудничества научных коллективов НИУ ВШЭ: среди поддержанных заявок четыре поданы совместно с региональными организациями, ранее не принимавшими участия в конкурсе. Теперь в Вышке будет реализовываться 30 научно-исследовательских проектов в партнерстве с 24 региональными университетами, — обращает внимание Марина Литвинцева, директор по перспективным научным исследованиям НИУ ВШЭ. — Мне бы хотелось отметить высокое стремление санкт-петербургской Вышки к участию в нашем проекте “Зеркальные лаборатории”, от них уже традиционно большое количество заявок. Это особо отметили члены конкурсной комиссии: из девяти поданных кампусом заявок пять стали победителями».

Илья Долматов

«Подводя итоги состоявшегося конкурса, можно отметить, что проект “Зеркальные лаборатории” развивается в правильном направлении, высокая конкуренция заявок тому прямое подтверждение, — говорит Илья Долматов, директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, член конкурсной комиссии. — Впервые на конкурсе была представлена и поддержана заявка без запроса на финансирование, но с обязательствами по реализации проекта. Это подчеркивает востребованность и привлекательность такого механизма межуниверситетского сотрудничества. Уверен, что новый трек получит дальнейшее развитие для участников совместных проектов».

Андрей Кожанов

«Одна из полезных функций “Зеркальных лабораторий” — вовлечение студентов, аспирантов и молодых ученых, выращенных в локальных научных коллективах Вышки и других вузов или научных центров, в совместную научно-исследовательскую работу с единомышленниками и коллегами, — убежден Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов НИУ ВШЭ. — Это может быть для большинства из них возможностью познакомиться с другими академическими культурами, чужими когнитивными и техническими нормами научного исследования. Это очень полезно для академического развития, социализации и построения траекторий своего научного будущего. В том числе и в рамках программ и инструментов, существующих сейчас в Вышке, таких как, например, Программа привлечения российских постдоков».