• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты пермского кампуса НИУ ВШЭ отправились в экспедицию по следам челюскинцев

Студенты пермского кампуса НИУ ВШЭ отправились в экспедицию по следам челюскинцев

https://www.facebook.com/transsib.hse2021

До 24 июля продлится студенческая экспедиция НИУ ВШЭ «Пространственные лаборатории идеологии: Транссибом — по следу челюскинцев» в рамках программы «Открываем Россию заново!» и захватит 13 городов и один поселок. В ней принимают участие студенты образовательной программы «История» НИУ ВШЭ — Пермь Анна Коцубинская, Екатерина Ивачева, Максим Финогенов, Арсений Мишенев. Руководят экспедицией доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ Галина Орлова и доцент кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь Александр Чащухин.

5 июля 16 студентов пермского и московского кампусов отправились по следу поезда, которым спасенных челюскинцев и спасателей-летчиков в июне 1934 года везли в Москву. В рамках экспедиции из Москвы во Владивосток (и обратно) они изучают, как идеологию вписывали в пространство с помощью Арктики и железной дороги, фиксируют стертый след прошлого, ищут альтернативу пропагандистскому использованию Транссиба в частных историях его проводников и пассажиров. Для этого участники экспедиции посещают архивы и музеи, просматривают старые газеты, ведут беседы с горожанами и попутчиками, дневники и блоги, рисуют карты и тайм-лайны. 

Анна Коцубинская, студентка образовательной программы «История»

Анна Коцубинская, студентка образовательной программы «История»

Уже неделю как московско-пермская студенческая экспедиция находится в пути «Владивосток - Москва». Мы готовились к этой экспедиции с начала апреля 2020 года – звонки в зуме, переписки в чатах, планирование программ пребывания в городах (13 городов и 1 поселок). Мы пережили двойной перенос экспедиции и прямо сейчас находимся в Чите – населенный пункт 5/14 в нашем путешествии.

Собственно что мы делаем?

Мы едем Транссибом из Владивостока в Москву по пути следования челюскинцев в 1934-м. Нас интересует, как челюскинцев встречали на местах и увековечивали следы встречи – для этого мы работаем в архивах и библиотеках, посещаем музеи, встречаемся с местными краеведами, а также общаемся с местными жителями и попутчиками.

Александр Чащухин, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Александр Чащухин, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

На связи из Владивостока. Итак, просмотрев около десятка дел мы обнаружили три важных документа. Первый документ – это протокол заседания комиссии по встрече челюскинцев, внутри – информация о плане самой встречи, функционал конкретных начальников и исполнителей, примерная ее программа. Второй – протокол заседания областной конкурсной комиссии от 25-го мая 1934 г. со сведениями о распределении мест на встречу челюскинцев. Каким образом это происходило? Места распределялись по... показателям выработки посевов МТС и совхозов.

Третья находка оказалась тоже впечатляющей. Речь идет о воспоминании заведующего отделом бывшего рабкора газеты «Красное знамя» С.В. Козлова о встрече редакции газеты с челюскинцами в 1934 г.:

«Важным событием того времени была встреча во Владивостоке героев-челюскинцев. Нам очень хотелось встретиться с ними в редакции, но у них было так много приглашений и настолько уплотнены дни, что нам едва удавалось побеседовать с отдельными участниками этой героической эпопеи. На мою долю выпала беседа с женщинами-челюскинками (изначальное «женщинами-челюскинцами» исправлено на феминитив – прим. ред.). от их имени тогда было опубликовано небольшое письмо к женщинам-колхозницам».

Для справки:

13 февраля 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами пароход «Челюскин». Два месяца существования ледового лагеря в условиях полярной зимы и сложная спасательная операция в процессе непрерывного освещения печати и на радио превратились в «челюскинскую эпопею». 

Внимание исследователей распределено между ледовым этапом эпопеи и ее освещением в медиа, между утопическим общежитием и конструированием воображаемого сообщества. Триумфальное пропагандистское путешествие челюскинцев и летчиков по Транссибу из Владивостока в Москву (9 – 19 июня 1934 года), в ходе которого «на протяжении 6000 километров пионеры забрасывали поезд цветами», упоминается, но не становится предметом исследования. Отдельные эпизоды описаны краеведами и пересказаны в региональных медиа. 

Однако не ледовое, а железнодорожное путешествие челюскинцев стало важным условием и механизмом для приведения в действие идеологической машины. Это оно позволило превратить репрезентацию в живой контакт и присутствие, а долгое ожидание – в торжество. Грандиозный пропагандистский проект был реализован в масштабе страны через серию экспериментальных пространственных операций – перемещение, локализацию, маршрутизацию, связывание, картирование. Челюскинский экспресс стал пространственной лабораторией советской идеологии. Комплексная экспедиция, воспроизводящая транссибирский маршрут челюскинцев, нацелена на междисциплинарное исследование устройства этой лаборатории.