• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Динара Гагарина на ММСО: тенденции развития образовательной робототехники

Динара Гагарина на ММСО: тенденции развития образовательной робототехники

© Высшая школа экономики в Перми/Матвей Ефименко

Академический руководитель магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках» Динара Гагарина выступила модератором сессии «После бума»: рынок образовательной робототехники в поисках новых форматов обучения и продвижения» Московского международного салона образования. На сессии обсуждались тенденции образовательной робототехники на фоне замедления развития отрасли и в условиях пандемии.

Стало ли стимулирование госсектора робототехники фактором рецессии частного сектора или импульсом к поиску новых форматов и кооперации? Каков объективный спрос на отчуждаемые методики? Можно ли говорить о признаках кризиса франшиз? Станут ли выходом сетевые инструменты продвижения и инструменты аудита кружков? Эти и другие вопросы стали основой дискуссии. 

Динара Гагарина также представила предварительные результаты исследования рынка негосударственного научно-технического образования, проведенного совместно RoboUniver, НИУ ВШЭ и порталом Занимательная Робототехника.

Бурный рост рынка в 2014-2018 гг. сменился стагнацией и спадом, которые усугубляются пандемией. Несмотря на долгую историю, рынок не консолидировался, в результате кризисных явлений многие кружки не выжили. Существует значительный дисбаланс в понимании того, что такое робототехника, у участников рынка - государства, бизнеса, родителей. Это понимание у каждого свое и на уровне содержания, и в ценностном смысле. За годы развития у потребителя так и не сформировались требования к содержанию услуги, рынок этого содержания также не раскрывает в достаточной степени в своих маркетинговых коммуникациях. 

Существенные изменения рынка произошли на фоне активного участия государства - как запуска программ поддержки инженерного и ИТ-образования, так и открытия частно-государственных форматов (Кванториумы, Точки роста и др.). При этом частному сектору недостаточно понятна государственная политика в области робототехнического образования и запрос государства к бизнесу.

Исследование свидетельствует, что небольшие частные кружки не ощущают прямой конкуренции с государственными, в том числе в силу разных ценностей. Но такая конкуренция становится сильно заметной для крупных и сетевых игроков. На этом фоне франшизы, будучи одной из основных бизнес-моделей робототехнического образования, испытывают проблемы и требуют переформатирования для российского рынка или выхода за рубеж. Дефицит квалифицированных кадров остается по-прежнему главным фактором, сдерживающим качественное и количественное развитие негосударственных кружков робототехники и сферы робототехнического образования в целом.