• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Робототехника в России. Образовательный ландшафт»

В начале октября 2019 года декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ – Пермь Динара Гагарина вместе с соавторами презентовала на конференции «EdCrunch» в Москве книгу «Робототехника в России. Образовательный ландшафт». В книге представлены анализ развития образования в области робототехники с середины 90-х годов XX века и характеристика его современного состояния.

«Робототехника в России. Образовательный ландшафт»

C 2014 года я занималась просветительской, популяризаторской и журналистской деятельностью в сфере робототехники. Все началось с запуска проекта «Занимательная робототехника» — сначала это был небольшой блог с обучающими уроками, потом мы запустили несколько проектов — каталог кружков, календарь мероприятий, каталог роботов, которые можно сделать самостоятельно, и даже сервис по поиску преподавателей. 

Гагарина Динара Амировна
Социально-гуманитарный факультет (Пермь): Декан

Мы активно участвовали в олимпиадах, конференциях и курсах, наблюдали за кружками. Так, шаг за шагом, мы росли и к какому-то моменту стали самым узнаваемым русскоязычным научно-популярным порталом по робототехнике.

Исследование, результаты которого вошли в книгу, начиналось в рамках портала: мы мониторили кружки робототехники с России и СНГ и изучали разные направления внутри отрасли. В 2018 году к нам присоединилась Высшая школа экономики, стартовала наиболее интенсивная часть работы — десятки глубинных интервью, серия опросов преподавателей, родителей, школьников и студентов, занимающихся робототехникой.

Нам было интересно посмотреть на отрасль и с точки зрения организации и содержания обучения, и с точки зрения семей — кто и почему принимает решение о занятиях робототехникой. Решение это в большинстве случаев принимает мать ребенка, и оно коррелирует с уровнем образования матери и ее должностью.

Так, среди матерей со средним образованием занимаются робототехникой примерно 6% детей, в то время как для детей женщин с ученой степенью это число достигает порядка 20%. Причем это не всегда вопрос финансов — более 60% детей посещают курсы бесплатно, есть множество бесплатных курсов по робототехнике практически в каждом регионе.

Отдельный блок посвящен изучению робототехнического образования в исторической ретроспективе: как менялись направления обучения и какие этапы можно выделить в развитии сферы робототехники в России. Так, мы видим, что прямо сейчас наблюдается смена главного стейкхолдера — в течение многих лет ими были производители оборудования, которые определяли методики преподавания и даже занимались обучением педагогов, а с середины 2010-х государство начинает устанавливать «правила игры». 

Особое внимание уделили современной ситуации: какие возможности для изучения робототехники есть сейчас на уровне детских садов, школ и университетов; насколько эффективна их деятельность на практике, как взаимодействует дополнительное образование и школы. Здесь мы видим, что ситуация с методиками обучения и преподавателями робототехники достаточно сложная. Большая часть преподавателей — самоучки: устойчивая система подготовки преподавателей за 20 с лишним лет так и не сложилась. Да, есть множество курсов, но они не удовлетворяют потребности отрасли — ни по объему, ни по качеству — в среднем, их продолжительность составляет 4 дня, чего явно недостаточно.

Исследование «Робототехника в России. Образовательный ландшафт» опубликовано в серии «Современная аналитика образования» и выложено в свободном доступе на сайте Института образования Высшей школы экономики (часть 1 и часть 2). Книги вышли под редакцией Динары Гагариной и Сергея Косарецкого. Они ориентированы в большей степени на профессиональное сообщество, занимающееся обучением робототехнике или его организацией, но родителям школьников они тоже могут быть интересны. Это первое подобное исследование отрасли.