• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепции и подходы Digital Humanities — межфакультетский курс по цифровой истории

Во втором модуле в Пермской Вышке запускается межфакультетский курс по Digital Humanities (цифровой гуманитаристике). Заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь Динара Гагарина рассказала о том, как прошел факультатив в прошлом году и что нового смогут узнать слушатели курса, который начнется в Пермской Вышке уже в ноябре.

Концепции и подходы Digital Humanities — межфакультетский курс по цифровой истории

Межфакультетский курс «Digital Humanities» проводится в Пермской Вышке уже второй раз — в прошлом году мы реализовали этот формат впервые. Когда мы только готовились к набору слушателей, предполагали, что на факультатив будут записываться преимущественно студенты образовательной программы «История», но все оказалось иначе:  к цифровой гуманитаристике проявили интерес экономисты, менеджеры, бизнес-информатики, программные инженеры, юристы и даже студенты магистерских программ Пермской Вышки! К сожалению, из-за большого количества желающих нам пришлось принять на факультатив только половину из них, так как размер групп был ограничен количеством мест в компьютерных классах. В целом, наша команда получилась очень сбалансированной — на факультативе встретились студенты почти со всех курсов и направлений.

Всего в прошлом году курс закончили около 20 человек. Он был небольшим и занимал всего два кредита — шесть встреч по субботам в течение трех месяцев, с апреля по июнь. Тем не менее, достаточно большое количество времени студенты уделяли самостоятельной работе: в рамках факультатива они сдали 5 контрольных точек, которые вместе формировали единый проект, посвященный исследованиям в области Digital Humanities.

Проект состоял из четырех заданий, причем на удовлетворительную отметку студенты могли сделать только два из них. Для меня было приятной неожиданностью, когда по окончанию курса практически все ребята выполнили все задачи в полном объеме! 

Здорово, что к нам пришли высокомотивированные студенты, которые работали не на «оценку», а на получение профессиональных компетенций в новой для них исследовательской сфере. Не могу не отметить, что некоторые из них даже после итогового выставления оценок продолжили доделывать свои работы в соответствии с комментариями, которые я дала им в обратной связи по результатам защиты проектов.

Гагарина Динара Амировна
Заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь

Теперь хотелось бы подробнее рассказать о формате проектов, которые мы реализовали с ребятами в рамках нашего факультатива. В прошлом году я выиграла грант Потанина для преподавателей магистерских программ, который позволил нам воплотить в жизнь идею о создании курса «Концепции и подходы Digital Humanities». По данной дисциплине нет учебников на русском языке, поэтому планировалось создание сайта, на котором была бы собрана информация о данной предметной области. Так родился сайт «Изучаем Digital Humanities», он содержит учебные материалы и инструкции по разным направлениям цифровых гуманитарных наук и доступен для всех желающих. Значимо, что в наполнении ресурса контентом принимают участие и сами студенты. Конечно, мы не обязывали их к публикации своих работ на открытом сайте, но все слушатели курса решили поделиться результатами исследований с широким кругом пользователей ресурса.

Темы для исследований студенты выбирали самостоятельно и они оказались разнообразны – это и творчества Владимира Набокова, и романы Джоан Роулинг о Гарри Поттере, и анализ писем  Ван Гога его брату Тео. Отличные проекты получились по «Игре престолов и по   театрам Перми. Без внимания не остались пермские суды, экология и философские проблемы.

Первая часть проекта была связана с анализом текстов: они использовали один большой или несколько маленьких материалов и анализировали их с помощью различных инструментов. Главной задачей была интерпретация полученных данных, ведь важны не сами цифры, которые получаются в процессе обработки текста, а то, какие выводы можно сделать на основе этих данных.  Второе задание было направлено на анализ и визуализацию информации об исторических событиях. Студенты  учились делать таймлайны — графически отображать исторические моменты в хронологическом порядке. В рамках третьего мини-проекта мы познакомились с пространственной визуализацией и анализом — еще одним удобным инструментом для работы с исторической информацией. Четвертое задание было связано с сетевым моделированием – мы визуализировали объекты в виде сетевых узлов и отношений между ними. Наконец, пятая контрольная точка подразумевала «упаковку» всех мини-проектов в единое исследование и обсуждение полученных результатов. Все это может пригодиться студентам при написании курсовых, дипломных и других научно-исследовательских работ.

Если говорить о формате наших встреч на факультативе, преимущественно это были практические занятия. Кроме очных встреч мы тестировали различные инструменты и в онлайн-режиме делились друг с другом новой информацией.

В этом году наш факультатив станет чуть больше по объему, а это значит, что мы сможем посмотреть, обсудить и попробовать еще больше полезных сервисов для визуализации и анализа гуманитарных данных.

Ждем всех желающих — запись на факультатив «Концепции и подходы Digital Humanities» для внешних слушателей  продолжается до 1 ноября по ссылке. Для студентов НИУ ВШЭ – Пермь запись на курс проходит в ЛМС с 4 до 10 сентября.