Научно-исследовательский семинар
Целями освоения НИС является развитие у студентов навыков научно - исследовательской и аналитической работы, которое является неотъемлемой и обязательной составляющей обучения в рамках магистерской программы.
Научный семинар состоит из двух основных разделов:
Методологический раздел. В рамках раздела рассматриваются такие вопросы, как:
- Научное исследование. Методология научных исследований. Особенности методологии менеджмента и экономической науки. Особенности международных и региональных исследований. Проблема предмета международных и региональных исследований. Принципы, методы и организация научных исследований. Основные методологические подходы в исследованиях. Соотношение линейно-причинного и системного подходов. Необходимость создания теории. Теория как одно из возможных объяснений наблюдаемых явлений и некоторое множество логически увязанных между собой допущений и пропозиций (суждений). Теория как интеллектуальный инструмент упрощения действительности для понимания реального мира и руководство для проверки правильности этого понимания. Теория – ожидания и прогнозы – методы исследований. Построение теории. Гипотезы.
- Процесс научного исследования. Этапы научного исследования. Выбор адекватных методов исследования. Анализ данных. Интерпретация результатов. Фундаментальные и прикладные исследования. Выбор характера результатов. Формулирование цели исследования. Выбор и формулирование темы исследования. Задачи научного исследования. Объект и предмет научного исследования.
- Логика построения теории. Индукция. Дедукция. Полезность теории. Логическая структура теории. Понятия; предположения; утверждения. Понятийное обеспечение научного исследования.
- Гипотеза в научном исследовании. Совершенствование теории. Формулирование гипотез. Рабочая гипотеза. Проверка гипотезы.
- Методы общенаучного характера (анализ и синтез, метод научной абстракции и идеализации, индукция и дедукция, системный подход, единство исторического и логического, метод аналогий, метод обобщений, типологизации, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, математические методы и др.). Общие и частные методы анализа. Особенности системного подхода. Соотношение системного подхода и системного анализа. Методы сбора информации (наблюдение, опрос, интервьюирование, анализ документов, эксперимент, контент-анализ, метод сводных данных, шкалирование, метод экспертной оценки, сравнительный анализ, ситуационный анализ и др.). Методы обработки и анализа данных (факторный анализ, латентно-структурный анализ, корреляционный анализ, регрессивный анализ, дисперсионный анализ, кодирование, ранжирование, индексирование, математическое моделирование и др.).
- Элементы научной новизны новый объект исследования, т.е. задача, поставленная в диссертации, рассматривается впервые; новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия); новый метод решения; новое применение известного решения или метода; новые следствия из известной теории в новых условиях; новые результаты эксперимента, их следствия; новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование; разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные.
- Выбор темы исследования. Предмет, объект и субъект исследования. Среда исследования. Цель, задачи. Рабочий план письменной работы.
- Библиография. Черновик первой главы. Вторая глава – черновики выводов по параграфам и черновик общего вывода по главе. Третья глава – черновики выводов по параграфам и черновик общего вывода по главе. Черновик заключения. презентация результатов исследования. защита работы в объеме 2/3.