• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александра Белова выступила с докладом об эвакуации детей в Молотовскую область в годы Великой Отечественной войны

22 сентября состоялся очередной научный семинар в рамках проекта по теме «Эвакуация школьных учреждений Москвы в Молотовскую область в период Великой Отечественной войны как миграционный процесс». С докладом, посвященным малоизученной проблеме эвакуации школьных учреждений в период Великой Отечественной войны как миграционному процессу, выступила Александра Белова, студентка 5 курса ОП «История» НИУ ВШЭ - Пермь.

Александра Белова выступила с докладом об эвакуации детей в Молотовскую область в годы Великой Отечественной войны

© Матвей Ефименко

Доклад Александры Беловой стал одним из результатов работы в рамках экспедиции «Место эвакуации/Locus vacuus», направленной на изучение уникального исторического опыта эвакуации - перемещения учащихся школ, преподавательского, административно-управленческого и вспомогательного персонала в отдалённые районы Молотовской области в период 1941-1943 гг. 

В распоряжении экспедиции оказались письма двух девочек: Вики Знаменской и Аси Буховцевой. На протяжении нескольких военных лет школьницы писали своим родителям из села Петропавловское Пермского края о том, как живут, как работают, какие события переживают. 

Участие в экспедиции вдохновило Александру на дальнейшие исследования в области изучения процессов эвакуации в Молотовскую область.

Ключевым в докладе стали характеристика и анализ источниковой базы исследования, среди которых материалы делопроизводства, личные письма участников событий, архивные документы Больше-Сосновского района. На их основе рассматрены вопросы перемещения указанных категорий населения, их повседневной жизни, адаптации к новым условиям. Систематизированы и проанализированы ранее не исследованные материалы, раскрывающие особенности адаптации московских школьников и персонала школ к новым условиям. Особое внимание уделено изучению социальных и образовательных аспектов жизни эвакуированных интернатов в непривычной для них среде.