• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проверить знания и найти новые идеи: как пермская Вышка провела олимпиаду для учителей

В НИУ ВШЭ — Пермь в конце 2021 года состоялась Международная олимпиада учителей-предметников «ПРОФИ-2021». Мероприятие, которое проводится уже 14 лет, давно вышло за пределы регионального конкурса, превратившись в многопрофильный образовательный продукт, профессиональный тренинг по совершенствованию предметных компетенций и инновационный курс повышения квалификации, в котором участвуют все регионы России и страны ближнего зарубежья. Об итогах олимпиады и планах на 2022 год — в материале новостной службы портала.

Проверить знания и найти новые идеи: как пермская Вышка провела олимпиаду для учителей

Главная цель олимпиады — повысить качество школьного образования. Участники не только демонстрируют свои компетенции и соревнуются друг с другом. 9 из 10 учителей, принявших участие в олимпиаде, считают ее приоритетной формой повышения квалификации.

За 14 лет в олимпиаде приняли участие более 80 тысяч учителей из всех регионов России и стран ближнего зарубежья. Кроме учителей общеобразовательных организаций, к этому мероприятию также проявляют интерес университетские преподаватели, преподаватели колледжей и техникумов, студенты педагогических вузов, преподаватели частных образовательных центров и репетиторы.

Олимпиада предоставляет возможность в короткие сроки получить объективную информацию об уровне предметных знаний учителя для построения персональной траектории роста — как самим педагогом, так и органами управления образованием. Формат соревнования способствует повышению мотивации к непрерывному профессиональному росту и самосовершенствованию. Кроме того, мероприятие позволяет Вышке открывать новые таланты и задействовать их в других образовательных проектах.

В 2021 году олимпиада проводилась по математике, английскому языку и информатике. Оба этапа (отборочный и заключительный) в 2021 году, учитывая сложную эпидемиологическую обстановку, проходили онлайн на специально разработанном сайте. Для состязаний заключительного этапа по информатике использовалась система «Яндекс.Контест», по другим предметам — сайт олимпиады. Кроме уровня владения предметными компетенциями, учителя должны были продемонстрировать отличное умение пользоваться современными цифровыми сервисами: удаленная совместная работа с документами, видеозапись своего участия в олимпиаде, размещение файлов в облачном хранилище и предоставление доступа к ним по ссылке.

Анатолий Иванов

«Как и в прошлом году, олимпиада полностью прошла в онлайн-формате. Это нелегко: нет возможности что-то объяснить учителям лично, пообщаться с педагогическим сообществом, услышать их вопросы и проблемы, пожелания. Кроме того, всегда есть вероятность технических сбоев, и от этого переживаешь вдвойне. Но я думаю, мы все — и организаторы, и разработчики, и участники — отлично справились», — говорит завкафедрой высшей математики НИУ ВШЭ — Пермь, ординарный профессор, председатель предметно-методической комиссии по математике Анатолий Иванов.

Проведение олимпиады полностью в дистанционном формате позволяет многим принять участие не выходя из дома, то есть облегчает сам процесс участия, отмечает директор НИУ ВШЭ — Пермь Галина Володина. Особо ценно это для участников из отдаленных от региональных площадок населенных пунктов. Но в то же время онлайн-формат не дает возможности полноценного общения учительскому сообществу, не позволяет в полной мере ощутить дух состязательности. Некоторых учителей отпугивает необходимость видеозаписи своего участия в олимпиаде и другие технические сложности.

В 2021 году участие в олимпиаде было организовано в формате прохождения курса повышения квалификации по выбранному предмету.

«Мы постарались обновить задания: сделали больше задач на подумать, задач с экономическим содержанием. У многих учителей возникали сложности с ними, но ведь в этом и заключается интерес — разобраться, понять, дойти до истины. В дальнейшем мы также будем работать над заданиями, чтобы они были еще сложнее в хорошем смысле этого слова, интереснее и полезнее для наших учителей», — подчеркнул ординарный профессор Анатолий Иванов.

Перед заключительным этапом члены предметно-методических комиссий провели для участников серию бесплатных обучающих вебинаров, призванных помочь им подготовиться к заключительному испытанию.

Алла Оболонская

По завершении состоялся публичный разбор олимпиадных заданий, а затем — церемония подведения предварительных итогов, на которой заместитель директора НИУ ВШЭ — Пермь Алла Оболонская поздравила победителей и призеров олимпиады. Она подчеркнула, что «ПРОФИ» — это уникальный конкурс предметных компетенций учителя, аналогов которого нет в России и за рубежом.

Лучшими по информатике были признаны шесть учителей, трое из них получили максимальное количество баллов за решение заданий. По английскому языку лидировал 21 преподаватель, по математике — 19 учителей, трое из которых также набрали максимальное количество баллов.

Победители получили дипломы и медаль «Лучший учитель 2021 года», призеры — почетные грамоты, а участники, не занявшие призовых мест, — сертификаты. Учителя, выполнившие учебный план и задания заключительного этапа на положительную оценку, получили удостоверения о повышении квалификации. Кроме того, по итогам олимпиады составлен рейтинг «Топ-50/100 учителей России, стран СНГ и ближнего зарубежья» по каждому из конкурсных предметов.

Галина Володина

«Хочу выразить огромную благодарность всем участникам олимпиады за активность и высокую компетентность, проявленные в ходе состязаний. Каждый год вы все больше поражаете и вдохновляете нас своим трудолюбием, профессионализмом и энергичностью. Победители олимпиады — это герои, настоящие профессионалы своего дела! Им все по плечу: технические сложности, трудные задания, ограниченное время, хорошо подготовленные конкуренты. Они не боятся трудностей и не боятся бросить себе вызов, что, безусловно, является залогом их непрекращающегося профессионального роста», — подчеркнула Галина Володина.

Василий Ведерников

В планах на 2022 год — расширять географию мероприятия, рассказал руководитель проекта, менеджер факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ — Пермь Василий Ведерников. «К перечню предметов добавится обществознание, и олимпиада пройдет по четырем предметам. Также полноценно заработает интеллектуальная компонента сайта олимпиады, выстраивающая индивидуальные образовательные маршруты для каждого учителя на основе диагностированных профессиональных дефицитов. Кроме того, мы активно работаем над возвращением русского языка в число предметов, по которым будет проводиться олимпиада», — поделился он.

Что говорят победители олимпиады

Эллада Агаева, СОШ №8, г. Радужный, ХМАО

— Я решила участвовать в олимпиаде, чтобы проверить свои знания и профессиональную компетентность, а также чтобы снова оказаться на месте ученика, сдающего экзамен, испытать то же волнение и трепет. В школе я преподаю английский язык только второй год, поэтому для меня как для молодого педагога олимпиада — это вызов, способ подтвердить свои знания и навыки.

Хочу отметить высокий уровень организации олимпиады. Все инструкции, результаты и отзывы публиковались без задержек. В рамках подготовки к олимпиаде прошли обучающие семинары. Задания предлагались повышенного уровня сложности, но темы были на редкость интересными и разнообразными — начиная от экономики и заканчивая художественным жанром.

Участие в олимпиаде дало мне стимул к дальнейшему развитию, ведь первое место — это еще не пик, нет границ и пределов совершенству. Кроме того, мой результат станет отличным приложением к учительскому портфолио и запоминающимся лично для меня достижением. Олимпиада еще раз доказала, что иностранный язык можно и нужно изучать всю жизнь, постоянно расширяя границы своих возможностей и повышая свой уровень.

Даниил Горшков, УГТУ, г. Ульяновск

— В студенческие годы я принимал участие в различных соревнованиях по программированию. Когда же стал преподавать, столкнулся с тем, что для преподавателей университетов и педагогов дополнительного образования не очень много профессиональных конкурсов. А те, что есть, оценивают скорее гуманитарные компетенции и навыки заполнения бумажек. Поэтому, узнав про конкурс для преподавателей, где проверяют именно профессиональные компетенции, я сразу решил принять в нем участие.

Задачи не показались мне сложными — может быть, благодаря наличию технического образования и опыта участия в олимпиадах по программированию. Главное для меня, что такие состязания дают возможность объективно оценить свой уровень, познакомиться с коллегами из других регионов.

Сергей Колчанов, АНО «Школа “Президент”», д. Жуковка, Одинцовский г.о., Московская область

— Я давно участвую в олимпиаде с целью почерпнуть новые идеи и расширить кругозор. Организаторы — молодцы, справились с проблемами, возникшими во втором туре в конце октября. Вряд ли можно было решить все оргвопросы лучше.

В этом году уровень заданий не сильно отличался от прошлогоднего. Но у меня есть предложения, которые помогут сделать задания интереснее. Сейчас олимпиада покрывает весьма ограниченный спектр предметных компетенций учителя-математика. Слишком много заданий на арифметические/алгебраические преобразования. При этом совсем нет красивой геометрии, где надо что-то отразить, достроить, чтобы задача решалась мигом. И еще абсолютно не рассматриваются разделы «Теория вероятностей и математическая статистика», «Основы теории чисел».

Алексей Коровин, ГБОУ РМ «Республиканский лицей», г. Саранск, Республика Мордовия

— Я принимаю участие в олимпиаде по информатике не первый раз, это уже почти традиция. Мне интересен дух соревнования, в жизни его часто не хватает. Задачи предлагались интересные и разнообразные. Одна из них оказалась достаточно сложной, можно сказать, что эта задача отделила абсолютных победителей. Если чего-то и не хватило, то какой-то очень простой задачи, с которой справилась бы бо́льшая часть участников.

Наталья Соломатова, МАОУ «СОШ №32», г. Первоуральск, Свердловская область

— Мне нравится решать трудные задачи, проверять возможности мозга, свои методики обучения на практике. Участие в олимпиаде дало мне веру в собственные силы, позитивное настроение, желание принимать участие в ней и дальше.

Кирилл Трушляков, г. Тула

— Участие в каждом профессиональном конкурсе — это вызов самому себе. Однако именно математических олимпиад для учителей очень мало. Поэтому участие в олимпиаде «ПРОФИ-2021» — это возможность проверить свои знания и возможности.

Участие позволило мне потренировать свой мозг в решении хороших задач, получить от этого удовольствие. Также материалы олимпиады дают возможность потренировать своих учеников, ознакомить их с некоторыми приемами решения как олимпиадных задач, так и экзаменационных заданий повышенного уровня сложности.