• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Economics and Applied Analysis of Industrial Market

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина призвана сформировать навыки оценки рынка в количественных и качественных метриках. Студенты оценивают структуру рынка, концентрацию рыночной власти и иные характеристики, исходя из чего делается вывод в выборе маркетинговых стратегий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование и развитие компетенций в области научно-исследовательской, управленческой и предпринимательской и консультационной деятельности в сфере маркетинга.
  • Развитие академических навыков для подготовки, написания и защиты магистерской диссертационной работы.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Умеет выделять границы рынка. Умеет оценивать рыночную власть. Знает способы оценки состояния конкуренции, может дать характеристику. Владеет навыками анализа и оценки высоты барьеров входа.
  • Знает как дифференциация влияет на рыночную власть и конкуренцию, знаком со способами измерения уровня дифференциации, знает как вертикальная интеграция и контракты влияют на рыночную власть и степень конкуренции, способен выявить достоинства и недостатки ограничивающих соглашений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Рынок. Основные понятия и подходы к анализу
    Тема 1. Предмет и объект исследования в рамках экономики отраслевых рынков. Эволюция теории отраслевых рынков. Предмет и объект исследования в рамках теории отраслевых рынков. Основные этапы развития дисциплины: смена исследовательских парадигм. Парадигма SCP. Структурный подход. Чикагская школа: основные теоретические и эмпирические достижения, критика подхода. Теория игр как инструмент анализа стратегического взаимодействия фирм на рынках. Новый эмпирический подход в рамках теории отраслевых рынков. Подход Дж.Саттона к объяснению проблем конкуренции и концентрации. Значение теории отраслевых рынков для прикладных исследований с точки зрения государства: проведения антимонопольной политики, классификации рынков, регулирования отраслевого поведения фирм, выработки оптимальной отраслевой политики; с точки зрения фирмы: определения стратегии и тактики поведения фирмы в разных рыночных структурах. Использование традиций SCP и NEIO в исследованиях маркетинга и менеджмента. Тема 2. Рынок и его характеристики. Концентрация и монопольная власть. Рынок (определение). Основные классификации рынков. Границы продуктового рынка (базовые подходы к определению). Отрасль (определение). Несовпадение понятий рынок и отрасль. Выделение отраслей на практике. Классификационные признаки рыночных структур. Сравнительный анализ основных типов рыночных структур: совершенно-конкурентные рынка, рынки работающей конкуренции, квазиконкурентные рынки, монополистическая конкуренция, олигополия, рынки с доминирующей фирмой, коллективное доминирование, чистая монополия и монопсония, естественная монополия. Показатели концентрации как характеристика структуры рынков. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации крупнейших производителей отрасли, показатели абсолютной и относительной энтропии, дисперсия рыночных долей, индекс Ханна-Кея, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана. Оценка значений этих показателей в теории и на практике. Положительные стороны и ограничения каждого индекса. Показатели рыночной власти фирм на основе индекса Бейна, индекса Лернера, коэффициента Тобина. Методы расчета и приблизительные их значения для каждого вида рынка. Трудности, возникающие при подсчете индексов на практике, опыт оценки их значений и выводов для определения рыночной структуры и рыночной власти фирмы в развитых странах. Тема 3. Вход на рынок: виды барьеров, предоставление и сдерживание входа. Определения барьеров входа (концепции Бэйна, Стиглера, Вайзцекера). Классификация барьеров входа. Классификация отраслей по барьерам входа. Экзогенные барьеры. Проблемы оценки административных барьеров. Эндогенные барьеры (сдерживание входа). Экономические модели ограничения входа. Традиционные представления о возможностях ограничения входа. Модель Спенса-Диксита-Штакельберга: роль “достоверного обещания” (credible commitment). Ограничение входа в условиях асимметрии информации (модель Милгрома-Робертса). Хищническая цена (predatory priсе) и антимонопольное регулирование Парадокс хищничества и варианты его объяснения. Дело против компании «Микрософт»: применение теории входа. Вопросы ограничения входа в работах по маркетингу .
  • Стратегии конкурентной борьбы
    Реклама: экономические функции. Дифференциация продукта. Горизонтальная дифференциации. Явная и мнимая дифференциация. Способы дифференциации. Вертикальная дифференциация. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничивающие контракты. Понятие вертикальной интеграции, отличие от других видов интеграционных процессов. Доводы в пользу вертикальной интеграции (чикагская школа). Модель «двойной надбавки» как пример вертикального внешнего эффекта. Вертикальные ограничивающие контракты как заменители вертикальной интеграции. Влияние контрактов на конкуренцию. Вертикальные ограничивающие контракты в исследованиях по маркетингу (дилерство).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Аудиторная работа (неблокирующий)
  • Домашняя работа (неблокирующий)
  • Самостоятельная работа (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.5 * Домашняя работа + 0.3 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Розанова Н.М.-ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Т 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2015-798-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-4929-2, 978-5-9916-4930-8, 978-5-9916-4931-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-t-385397

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Wiley, Tjark Freundt , Jonathan Gordon, Jesko Perrey, and Dennis Spillecke. Marketing Performance. How Marketers Drive Profitable Growth. - John Wiley & Sons, Incorporated, 2016. Доступ через электронную библиотеку НИУ ВШЭ, для перехода по ссылке нужна авторизация в системе удаленного доступа ресурса. http://library.books24x7.com/bookshelf.asp