• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Investor Relation Management

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1 module

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина IR менеджмент направлена на формирование у выпускников магистерской программы необходимых компетенций в области взаимодействия с инвесторами (Investor Relations). Построение эффективных взаимоотношений с инвестиционным сообществом позволит компании получить доступ к рынкам капитала, что обусловит в будущем возможность развития и определит высокую конкурентную позицию на товарном рынке. В настоящее время важными задачами для российских компаний-эмитентов становятся раскрытие информации в соответствии с требованиями российского и международного законодательства, формирование информационной политики и программ взаимодействия с инвестиционным сообществом с использованием IR-инструментов, принятых в мировой практике. В частности в рамках курса будут рассмотрены: - Методы построения взаимоотношений с инвесторами на основе анализа рынков капитала, определения таргет – групп и разработки инвестиционной стратегии компании; - Основные подходы к формированию корпоративной политики компании в соответствии с международными стандартами и концепциями в области корпоративной отчетности; - Особености организации деятельности IR-департаментов компании и построение операционной IR-модели компании; - Применение современных IR – инструментов с целью построения эффективных взаимодействий с инвестиционным сообществом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «IR менеджмент» являются формирование у выпускников магистерской программы необходимых компетенций в области взаимодействия с инвесторами (Investor Relations). Investor Relations – одно из важных направлений исследования корпоративных взаимодействий компании, появившегося в середине XX века. Построение эффективных взаимоотношений с инвестиционным сообществом позволит компании получить доступ к рынкам капитала, что обусловит в будущем возможность развития и определит высокую конкурентную позицию на товарном рынке. В настоящее время важными задачами для российских компаний-эмитентов становятся раскрытие информации в соответствии с требованиями российского и международного законодательства, формирование информационной политики и программ взаимодействия с инвестиционным сообществом с использованием IR-инструментов, принятых в мировой практике. Целями освоения дисциплины «IR менеджмент» являются: - ознакомление студента с основными понятиями, используемыми при изучении дисциплины; - формирование представления студента о методах построения взаимоотношений с инвесторами на основе анализа рынков капитала, определения таргет – групп и разработки инвестиционной стратегии компании; - изучение основных подходов к формированию корпоративной политики компании в соответствии с международными стандартами и концепциями в области корпоративной отчетности; - практическая апробация теоретических подходов к подбору и анализу инвесторов для реализации целей проектов внутреннего и внешнего развития; - изучение особенностей разработки политик и стратегий в области взаимодействия с инвесторами; - изучение особенностей организации деятельности IR-департаментов компании и построение операционной IR-модели компании; - применение современных IR – инструментов с целью построения эффективных взаимодействий с инвестиционным сообществом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает и интерпретирует основные понятия и термины
  • Студент анализирует корпоративную отчетность
  • Студент проводит анализ инвесторов и формирует стратегии взаимоотношений с инвесторами
  • Студент организует процесс взаимоотношения с инвесторами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Investor Relations: понятие, роль, развитие теории и практики.
    Эволюция теории и практики взаимоотношений с инвесторами. Финансово-экономические предпосылки появления и развития направления IR. Теоретико-практические аспекты взаимоотношений с инвесторами. Стратегическая функция корпоративных коммуникаций. Корпоративные коммуникации: PR, IR, GR. Задачи и функции IR в компании Роль Investor Relations в формировании корпоративной стратегии и политики компании. Корпорация в системе внешних взаимоотношений. Роль корпоративного управления в реализации целей IR. Элементы системы корпоративного управления компании и внешние дисциплинирующие механизмы. Корпоративная политика компании. Механизмы реализации корпоративной политики компании. Позиционирование компании с учетом интересов ключевых стейкхолдеров.
  • Корпоративная отчетность: стандарты и подходы к формированию корпоративной отчетности компании
    Раскрытие информации и принципы корпоративного управления. Правила раскрытия информации по вопросам корпоративного управления. Нормативная отчетность и график представления корпоративной отчетности. Правовые аспекты деятельности акционерных обществ. Требуемая и дополнительная информации о соблюдении норм корпоративного поведения. Особенности биржевого листинга, подготовка компании к прохождению рейтинга. IR в непубличных компаниях. Требования государственных регулирующих органов и фондовых бирж в области корпоративной отчетности компании. Концепция устойчивого развития Sustainable Development: принципы формирования, особенности отчетности. Стандарты корпоративного управления и требования к корпоративной отчетности. Концепция устойчивого развития (SD). Corporate Giving Standard, Corporate Philanthropy: подходы в области корпоративной отчетности. Корпоративная отчетность в системе взаимодействия со стейкхолдерами (стандарт AA 1000 SES). Корпоративная отчетность в области устойчивого развития (стандарт GRI). Аудит нефинансовой отчётности. Структура и дизайн интегрированной отчётности. Формы распространения корпоративной отчётности. Международные стандарты в области CSR. Понятие «Социальная ответственность». Социальные, экономические и экологические аспекты отчетности для инвесторов.
  • Подходы к анализу инвесторов и формирование стратегии взаимодействия с инвесторами.
    Инвестиционные стратегии компании и типология инвесторов. Взаимоотношения со стейкхолдерами компании. Рынки капиталов, особенности анализа рынков капитала. Типы инвестиционных стратегий. Таргетирование инвесторов: типы инвесторов, подходы к определению таргет-групп. Взаимоотношения со стейкхолдерами компании. Особенности поведения и цели различных групп инвесторов компании. Персональная валентность и психологические аспекты поведения индивидуальных инвесторов. Технологии взаимоотношений с инвесторами, IR-инструментарий. Управление структурой инвесторов. Раскрытие информации, прямое общение, аналитическая работа. Годовой цикл IR деятельности. IR – инструментарий. IR-релизы , IR-рассылки. Вебкаст (интернет-конференция). Бюллетень для инвесторов. Особенности подготовки презентаций для инвесторов, аналитиков, и иных заинтересованных сторон. Справочник аналитика, investor kit, investor fact sheet. Особенности взаимодействия с инвестиционными посредниками компании. Аналитические отчеты инвестиционных банков (расширение количества, отслеживание информации, взаимодействие с аналитиками, реакция на негативные отчеты). Особенности подготовки и проведения переговоров с заинтересованными лицами компании. Особенности IR для компаний малой капитализации. Подготовка публичного выступления перед различными «таргет – группами». Организация встреч «Face-to-Face». Особенности организации «Road Show». День аналитика/инвестора, организация экскурсий и дискуссий для участников мероприятий в рамках Роуд-шоу. Информационные технологии при работе с инвестиционным сообществом. Базы данных и компьютерные системы IRM. Трансляции в Интернете. Дизайн, контент, особенности размещения и использования информации для инвесторов на Web-сайте компании. Мультимедиа приложения для целей IR. «Social Media» как инструмент IR-стратегии компании. Оценка качества Web-сайта компании в контексте IR.
  • Организационные аспекты взаимоотношений с инвесторами
    Роль и функции IR департаментов. Способы организации IR-службы. Цели и функции IR департаментов. Место IR-службы в организационной структуре и взаимодействие с другими подразделениями компании. Оценка эффективности IR-службы. Подписка на базу данных для IR департамента. Организация взаимодействия с аналитиками sell-side/buy-side. Отчеты о реакции рынка «Perception Study», опросы инвесторов, аналитиков. Особенности аутсорсинга в области IR. IR-консультанты. Годовой цикл IR деятельности. Операционная IR – модель компании. Операционная IR – модель компании. Планирование и подготовка мероприятий на календарный и финансовый год. Подготовка компании к прохождению рейтинга. Составление «Календаря инвестора». Мониторинг рынков капитала.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится в письменном виде и содержит в себе презентационные материалы на тему: «Операционная IR-модель компании».
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа студентов оценивается преподавателем на семинарских занятиях. Основными формами аудиторной работы по дисциплине являются: решение кейсов, решение ситуаций и участие студентов в дискуссии.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя подготовку «Инвестиционной презентации» и защита презентации преподавателю на семинаре.
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.4 * Контрольная работа + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы : учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 320 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/2848. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/774407
  • Финансовые измерения корпоративных стратегий. Стейкхолдерский подход: Монография / И.В. Ивашковская. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль; Экономика). (п) ISBN 978-5-16-006874-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/411717

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brammer, S., & Millington, A. (2005). Corporate Reputation and Philanthropy: An Empirical Analysis. Journal of Business Ethics, 61(1), 29–44. https://doi.org/10.1007/s10551-005-7443-4
  • Dolphin, R. R. (2003). Approaches to investor relations: implementation in the British context. Journal of Marketing Communications, 9(1), 29. https://doi.org/10.1080/13527260210167539
  • Farraghe, E. J., Kleiman, R., & Bazaz, M. S. (1994). Do investor relations make a difference? The Quarterly Review of Economics and Finance, (4), 403. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.quaeco.v34y1994i4p403.412
  • Hockerts, K., & Moir, L. (2004). Communicating Corporate Responsibility to Investors: The Changing Role of the Investor Relations Function. Journal of Business Ethics, 52(1), 85–98. https://doi.org/10.1023/B:BUSI.0000033109.35980.16
  • Основы инновационного менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Коссова В.В. - М.:Магистр, 2009. - 429 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-9776-0117-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/175101