• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor


Kamenskikh, Aleksey A.

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» являются приобретение профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах современной исторической науки; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием исторической информации; фундаментальную подготовку в области гуманитарных наук. Конкретные задачи, преследуемые курсом: овладение навыками исследовательской работы; овладение навыками аналитической работы с историческими источниками разных видов; овладение навыками работы с исследовательской литературой; овладения навыками реферирования и рецензирования научной литературы; знакомство со структурой и правилами оформления научных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах современной исторической науки; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием исторической информации; фундаментальную подготовку в области гуманитарных наук
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет понятиями "исторический нарратив", "историческое время", "эсхатологические горизонты"; способен осуществлять анализ образов прошлого и будущего, создаваемых культурой или индивидом в определенный исторический период; понимает значимость этих образов для исторического анализа.
  • Понимает специфику объяснения причин исторического события как особой когнитивной процедуры; владеет навыками аргументации, применяемыми в историческом исследовании, отслеживает и устраняет типичные ошибки в аргументации; имеет навык формулировки и верификации гипотезы в историческом исследовании
  • Имеет представление об основных формах академических публикаций; владеет базовыми навыками, необходимыми для написания доклада, заметки и аналитического обзора, рецензии, научной статьи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Рефлексия по поводу понятия истории и ремесла историка. Антропология исторического
    Общий framework: кто такой историк – и чем он занимается? => методология истории в собственном смысле: - историческое сознание, исторический факт и его интерпретация, проблема достоверности исторического знания (= знания о том, чего актуально не существует); - ценностный компонент в историческом сознании; - метанарративы и историческое время: антропология исторического; - обманчиво простой вопрос: зачем нужно знание о прошлом? [«Они же все давно умерли!»]
  • Раздел 2. Рефлексия по поводу базовых и специальных исторических когнитивных навыков
    - Что значит объяснить историческое событие? Что такое объяснение как когнитивная процедура и чем объяснение в исторической науке отличается от объяснения в математике или в естественных науках? => Как различить хорошие и плохие объяснения? [Подводные камни: проблемы повторяемости/уникальности исторических событий, существования исторических законов и каузальных связей между событиями]. - Как (не следует) строить аргументацию в историческом исследовании? – Некоторые общие принципы теории аргументации; типичные ошибки и недопустимые приёмы в аргументации. Специфика аргументации в историческом исследовании. - Как строить гипотезу в историческом исследовании и как её верифицировать? Критерии научности в историческом исследовании. - Исторические источники и проблема everybody lies; между Сциллой и Харибдой, или проблема двойной критической рефлексии - рефлексии исследователя по поводу собственной методологии и по поводу методологической позиции (политических, религиозных, этических и проч. воззрений) автора. «Устная история» как источник; методы интервьюирования и анализа аудио-, видео- и письменных интервью; проблемы, связанные с «дрейфом памяти». Работа с фондами устных свидетельств о катастрофах XX века (Яд ва-Шем, Shoah Foundation Institute, Музей истории ГУЛАГа в Москве и т.д.).
  • Раздел 3. История: формы академического письма
    Пишем введение к дипломной работе: - Зачем нужно введение? Как корректно сформулировать исследовательскую проблему? Способы обоснования актуальности темы исследования. Как написать обзор «истории вопроса», оценить степень разработанности/неразработанности темы. Конкретизация предмета собственного исследования, формулировка задач, стоящих перед исследователем (= определение структуры работы). Формы презентации результатов исследования: - Статья (индивидуальная или коллективная). Как не ошибиться с журналом? Что такое «чёрный список» НИУ ВШЭ? Международные и российские системы цитирования. Системы оформления справочно-библиографического аппарата к статье. Некоторые рекомендации по работе с редакциями журналов. – 15 ноября - Рецензия; - Заметка, аналитический обзор; - Монография (индивидуальная или коллективная). - Доклад (в т.ч. стендовый) на конференции или научном семинаре, - Выступление на круглом столе. - Защита курсовой/дипломной/кандидатской.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выступления с докладами и участие в дискуссиях на семинаре
  • неблокирующий Проект статьи в научный журнал
  • неблокирующий Рецензия (blind peer-review)
  • неблокирующий Презентация проекта введения к дипломной работе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Выступления с докладами и участие в дискуссиях на семинаре + 0.25 * Презентация проекта введения к дипломной работе + 0.25 * Проект статьи в научный журнал + 0.1 * Рецензия (blind peer-review)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Academic writing for graduate students. Essential tasks and skills, Swales J.M., Feak C.B., 2014
  • NÁJERA ESPINOSA, O. (2019). THE ANTHROPOLOGY OF HISTORY. Memory and the social and political uses of the past. Explorations on the perpetual dance of anthropology and history ; LA ANTROPOLOGÍA DE LA HISTORIA. La memoria y los usos sociales y políticos del pasado. Exploraciones sobre la perpetua danza de la antropología y la historia. https://doi.org/10.17561/rae.v19.02
  • Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки, Эко У., Костюкович Е., 2004
  • Словарь основных исторических понятий: Избранные статьи в 2-х томах. Т. 2, , 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Прошлое - чужая страна : пер. с англ., Лоуэнталь Д., Говорунов А.В., 2004