• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Europe in IV - XV Сenturies

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Elective course
When:
2 year, 2, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения дисциплины "Европа IV-XV вв." студенты осваивают базовый фактологический, источниковедческий и историографический материал, относящийся к истории Европы IV-XV вв., основы методологии обращения с указанным материалом для анализа ретроспективной информации. Также обучающиеся приобретают навыки применения, как знаний, так и методов для суммирования имеющегося и выявления нового знания о прошлом, учатся применять полученные базовые знания в образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов представление о медиевистике как составляющей части исторического знания, обладающей специфическим предметом и объектом и комплексом специальных методов изучения и исследования;
  • Выработать у студентов понимание эпохи Средневековья как одного из ключевых элементов самоидентификации европейской цивилизации и одного из важнейших объектов ее рефлексии;
  • Сформировать у студентов комплекс знаний о европейском Средневековье, об этапах и конкретных формах развития латинской Европы и (частично) византийского «сообщества» как в их цивилизационном единстве, так и в многообразии конкретных проявлений;
  • Сформировать у студентов базовые умения анализировать средневековые исторические источники и работать с академической литературой по истории Средних веков, а также навыки междисциплинарного анализа;
  • Выработать у студентов гуманистические ценности на основе культурно-антропологического подхода в изучении Средневековья.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю развития представлений о средних веках в общественном сознании и исторической науке.
  • Знает и умеет сравнивать и выявлять разные концепции феодализма.
  • Знает историю развития христианской церкви. Умеет выявлять признаки различных течений христианства. Разбирается в символике и семантике христианства.
  • Имеет представление о развитии в эпоху средних веков права и формирование современных правовых семей. Может использовать правовые источники для получения исторической и социально-экономической информации об обществе в эпоху Средних веков
  • Знает основные философские трактовки понимание власти в Европе и их развитие. Может выявлять трактовки власти в научных текстах.
  • Знает историю развития городов и урбанизации в Европе. Умеет сравнивать разный точки зрения и аргументировано отстаивает одну из них.
  • Знает историю развития образования в Европе в средние века и «интеллектуального класса»
  • Оценивает значение сохранения мирового культурного наследия в соотношении с необходимым техническим развитием цивилизации. Демонстрирует устойчивое понимание гуманистических ценностей в области культурного наследия.
  • Знать и уметь применять знания об экономической истории Европы в Средние века.
  • Может выявлять имагинарность в современной массовой культуре. Успешно участвует в дискуссиях на семинарах, формирует текстовые вариации с использованием научно-популярного стиля.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. «Изобретение» Средневековья. Смысловые наполнения понятия «Средние века»
    Историческая память как социокультурное явление. Противопоставление modernitas и antiquitas. Древние и средневековые концепции смены времен. Итальянские гуманисты и «трехчастная» концепция исторического времени: «древность» – «средний век» – «Возрождение». Варианты использования понятия «Средневековье» на протяжении XVI-XIX вв. в истории искусства, литературы и собственно истории. «Средние века» гуманистов, просветителей и романтиков: основные различия. Причины интереса к Средневековью в европейской культуре XIX-XX в. Идеи «Нового Средневековья». Позитивистские и марксистские трактовки Средневековья. Концепции «феодальной общественно-экономической формации» и «средневековой цивилизации». «Средневековье» и «Возрождение» за пределами Западной Европы. «Человек Средневековья». Варианты периодизации Средних веков. Выделение периода Раннего Нового времени. Современная маркетизация образов Средневековья. Апелляция к «Средневековью» как способ культурной и политической самоидентификации на протяжении XIV-XXI вв.
  • Тема 2. Академическая медиевистика: ее возникновение и развитие, цели и методы
    Актуализация средневекового прошлого в эпоху Реформации и религиозных войн XVI-XVII вв. Мавристы, болландисты и другие эрудиты XVII-XVIII вв. Наполеоновские войны, романтизм и рождение академической медиевистики. Идеи национальной государственности и расцвет медиевистики в XIX-XX вв. Особенности отдельных национальных школ. Российская медиевистика и ее исследовательские предпочтения. Советская медиевистика и ее идеологическая направленность. Интернационализация современной медиевистики и ее основные направления. Разные типы и виды источников для медиевистических исследований. Особенности средневековых текстов. Соотношение слова устного и письменного, языка народного и официального в средневековой культуре. Специальные дисциплины (дипломатика, кодикология, палеография и др.) и историко-филологический анализ. Национальные проекты издания источников в XVIII-XIX вв. Академические учреждения: Школа Хартий, институт Monumenta Germaniae Historica, Сельденовское общество, издание Rolls Series и др. Инкунабулы и палеотипы, их каталогизация. Средневековая археология и ее методы. Аграрный пейзаж как исторический источник. Топография городов. Архитектурные памятники. Пластика и живопись. Смежные дисциплины: литературоведение, искусствознание, историческое богословие.
  • Тема 3. Трансформация Римской империи в IV-V вв.
    Кризис III в. н.э. и его преодоление. Диоклетиан и система тетрархии. Поиски новых оснований императорской власти. Религиозная составляющая власти. Константин Великий и его отношение к христианам и язычникам. Различные трактовки обращения Константина у современников и потомков. Имперское христианство Константина. Никейский символ веры и альтернативные формулировки. Борьба течений в христианстве. Сакральная топография, созданная Константином: Константинополь, Рим, Иерусалим. Ранние базилики. Реликвии и сакрализация власти. «Новый Рим» – образец христианского города. Место императора в христианском мироустроении. Христианизация образа императора: от Константина к Феодосию. Концепции взаимоотношений между церковью и империей, епископами и императорами (Константин, Амвросий, Геласий). Иконография императорской власти. Византия IV-VII вв. как мастерская по разработке политических, религиозных и культурных образцов.
  • Тема 4. Большое Средиземноморье: центр и периферии в V-VII вв.
    Император и Константинополь как институционально-символический и пространственно-символический центры ойкумены. Юстиниан I: «Корпус гражданского права» и константинопольский храм св. Софии. Войны Юстиниана. Прокопий Кесарийский. Восстание «Ника», «Юстинианова чума». Западная часть империи в V-VII вв.: деградация имперских учреждений. Церковь как остаток римской государственности. Епископат и местная знать. Раннее западное монашество. Бенедикт Нурсийский и его устав. Альтернативные формы новых сообществ. Германцы: дикие или романизированные, могильщики империи или ее опора? «Общественные порядки древних германцев»: политизированные трактовки академической проблемы (консервативные, националистические, марксистские). Советский взгляд на древних германцев и их строй. Варварские правды: памятники германского или провинциального римского права? Готы: Ульфила и арианство как «германское христианство». Готы: италийский и иберийский варианты интеграции германской элиты и римской государственности. Сальвиан, Теодорих Остготский, Боэций, Симмах, Кассиодор, Иордан как представители различных концепций взаимодействия римлян и германцев. Отрицание империи вандалами и лангобардами, его результаты. Франки как союзники империи и никейские христиане. Франкская модель интеграции германцев и романизированного населения. Епископат Галлии, галло-римская аристократия и Меровинги. Григорий Турский. Северо-западная периферия империи в V-VII вв.: англы, саксы, юты и альтернативная средиземноморской модель взаимодействия германцев и романизированного населения. Северо-восточная периферия империи в VI-IX вв.: сведения о славянах у византийских авторов. Националистические интерпретации этих сообщений историками XIX-XX вв. Распространение славянских племен в Центральную Европу, на Балканы и в Малую Азию в VI-VII вв. «Великая Моравия». Византийское миссионерство: Константин (Кирилл) и Мефодий. Кочевые сообщества: гунны и авары. Протоболгары и «Первое Болгарское царство». Хазарский каганат. Южная периферия империи в VII-VIII вв.: распространение иудаизма и христианства к югу от Византии. Арабские кочевые племена и торговые города. Проповедь единобожия Мухаммадом. Завоевание арабами Иерусалима, Ближнего Востока и Северной Африки. Складывание халифата. Омейяды. Арабы на Пиренейском полуострове: разгром готов и сопротивление франков. Положение христиан и иудеев в халифате. Военные успехи халифата и пределы его расширения.
  • Тема 5. Обособление западной периферии в VII-IX вв.: Рим, лангобарды и Франкская держава
    Соперничество Константинополя, лангобардов и папства в постготской Италии. Борьба епископов города Рима за подчинение итальянского епископата. Папа Григорий I Великий и укрепление римской церкви. Римское миссионерство. Дистанцирование римских епископов от имперского правительства. Поиски папством союза с франками. Соглашение с Пипином и свержение Меровингов. Итальянские походы Пипина. «Дар Пипина» и «Константинов дар». Папская хроника Liber pontificalis. Роль светской знати и церкви в державе Каролингов. Организация военного дела. Завоевательные походы Пипина и Карла Великого. Миссионерство как политическая экспансия. Поддержка франкского миссионерства Римом. «Апостол Германии» Винфрид – Бонифаций. Завоевание Саксонии. Легитимация Каролингов через воспроизведение римской модели образованности. Т.н. каролингское возрождение и историографическая проблема «средневековых возрождений». Провозглашение папой Карла Великого императором. Франкско-римский Союз между римскими епископами и франкскими государями как основа будущей «Западной Европы». Ахен как Новый Рим. Каролингское искусство. Карл Великий в средневековой традиции и в идеологических построениях Нового времени.
  • Тема 6. Стабилизация православного Востока и распад франкского Запада на рубеже тысячелетий
    Византия после арабских завоеваний VII в. Борьба между иконоборцами и иконопочитателями. Стабилизация при Македонской династии. Василий II и победа над болгарами. Натиск турок-сельджуков и битва при Манцикерте 1071 г. Трудности управления франкской империей. «Каролингская вотчина» в историографии. Людовик Благочестивый и аристократическая оппозиция. Верденский договор 843 г. и последующие разделы империи. Распад каролингских социальных структур, дисперсность власти и владений. Кризис церковной организации, «приватизация» церкви. Прекращение династии Каролингов. Внешние угрозы: норманны, мусульмане и мадьяры. Гибель архивов и библиотек, ослабление письменной и усиление устной культуры. Конец «постримского» общества.
  • Тема 7. Северная Европа: от Ирландии до Биармии
    Географическое и историческое своеобразие северо-европейского региона. Британия после германского завоевания. Феномен ирландской церкви. Ирландские святые и монастыри, ирландское миссионерство. Скандинавия к началу «эпохи викингов». Плавания скандинавов до Винланда и Биармии. Торговые стоянки и поселения скандинавов. Бирка. Конунги и викинги. Набеги скандинавов на Западную Европу и организация сопротивления им. Варяги на службе византийских императоров. Роль скандинавов на Востоке Европы. Территории под властью норманнов. Руническое письмо. Верования скандинавов. «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», саги, поэзия скальдов. Христианизация Скандинавии.
  • Тема 8. Становление новых политических сообществ
    Дробление ядра каролингской державы и устойчивость ее периферии. «Римская империя» саксов. Легитимация Оттонов и Салиев как продолжателей традиции Каролингов. Оттоны и Византия. Различные концепции императорской власти при Оттонах. Роль церковной организации в империи Оттонов и Салиев. Императоры и папы. «Путь из варяг в греки» и появление Киевской Руси. Крещение Руси. Церковная организация и княжеская власть в Польше, Чехии и Венгрии. Роль святых, культов и реликвий в становлении новых политических образований. Различная роль норманнов на Востоке Европы, на Британских островах, в Нормандии, на юге Италии. Нормандское завоевание Англии в 1066 г. Христианизация Скандинавии. Складывание скандинавских королевств.
  • Тема 9. Отделение церкви от светской власти на Западе Европы в XI в.
    Папство, епископат и клир в X в. Концепции реформирования клира и христианского общества. Клюнийское движение и др. сходные течения в монашестве. Императорская власть и немецкие папы-реформаторы. Собор в Сутри 1046 г. Критика симонии и женатого духовенства, требование целибата. Новая роль папства. Схизма 1054 г. между римской и константинопольской церквами. Григорий VII и его соратники. Проблема соотношения полномочий светской власти и церковной. Т.н. «борьба за инвеституру» между папами и императорами. Встреча в Каноссе в 1077 г. Вормсский конкордат 1122 г. Политическая «публицистика» и развитие канонического права. Новая модель организации отношений церкви и светских властей как одна из важнейших особенностей латинского Запада.
  • Тема 10. «Расширение Европы» в XI-XIII вв.
    Демографический подъем XI-XIII вв. Регионы с особенно интенсивным ростом населения. Расчистки и новые поселения. Цистерцианцы и внутренняя колонизация. Миграционные потоки из Западной Европы в Центральную и Восточную. Влияние демографического подъема и колонизации на изменение социальных структур. Ослабление и исчезновение серважа. Крестьянская община как форма самоорганизации. Увеличение количества поселений и их концентрации. Крестовые походы на Ближний Восток, против язычников и еретиков в Европе. Массовые паломничества. Реконкиста. Военно-рыцарские ордены и их роль во «внешней» колонизации. Европейское рыцарство на трех границах христианского мира. Модели колонизации: Иерусалимское королевство и другие христианские княжества на Ближнем Востоке, экспансия на Пиренеях, Пруссия и Ливония. «Бюргерская» колонизация в Центральной и Восточной Европе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная точка в формате теста
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Тест
    Экзамен проводится в письменной форме (тест) с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru/). Прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). Перед началом экзамена (за 40 минут) необходимо подключиться к платформе Экзамус, выполнить, все подготовительные действия связанные с прокторингом и начать тестирование, после чего по ссылке (которая будет доступна на Экзамусе) осуществить переход на платформу LMS и начать прохождение экзаменационного теста. После завершения тестирования войти на платформу Экзамус и завершить тестирования. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям, с которыми можно ознакомиться по ссылке - https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf Для участия в экзамене студент обязан: 1. поставить на аватар фотографию; 2. включить камеру и микрофон; 3. приготовить паспорт, для предъявления в начале подготовки к прокторингу; 4. очистить рабочее место (поверхность стола (перед монитором и за монитором), пространство под столом от лишних предметов, листов, книг, тетрадей и пр., что может быть расценено проктором, как «шпаргалка» или фактор, отвлекающий внимание); Во время экзамена студентам запрещено: 1. покидать рабочее место вплоть до завершения экзамена, за исключением крайней необходимости или форс-мажорной ситуации; 2. использовать более одного рабочего стола при тестировании на ноутбуке или компьютере, 3. выходить в интернет с целью поиска информации; 4. использовать любые печатные, графические и фото материалы находящиеся на HDD и SSD компьютера или ноутбука; 5. использовать любые (электронные, печатные или рукописные) носители информации, а также аудио и видео оборудование, за исключением необходимого для прохождения экзамена (указанно ниже); 6. использовать более одного компьютера или ноутбука, во время прохождения экзамена; 7. использовать мобильное устройство (телефон, планшет) во время экзамена. Во время экзамена студентам разрешено: 1. использование одного стационарного компьютера или ноутбука для прохождения экзамена; 2. питьевой воды в прозрачной емкости (стеклянная кружка, пластиковая бутылка и т.д.); 3. один чистый листок (формата А4) и авторучка; 4. отвлечение от экрана компьютера при прохождении экзамена допустимо не более чем на 30 секунд. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается до 5 минут, сразу по завершению экзамена, экзаменуемый обязана сообщить о кратковременном / кратковременных нарушениях связи преподавателя и академического руководителя. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи, но будет использоваться другой вариант теста. Тест состоит из следующих типов вопросов: Множественный выбор с одним правильным ответом, множественный выбор с несколькими правильными ответами, установление соответствия, установления соответствия перемещением, заполнение пропуска, свободный текст (научное описание).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Контрольная точка в формате теста + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.2 * Семинары + 0.4 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История Средних веков : учебник для академического бакалавриата / И. Н. Осиновский [и др.] ; под редакцией И. Н. Осиновского, Г. А. Ртищевой, Н. В. Симоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 463 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2745-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/432896
  • Под ред. Полубояриновой Л.Н., Светлаковой О.А., Чамеева А.А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. СРЕДНИЕ ВЕКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 214с. - ISBN: 978-5-9916-1270-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-srednih-vekov-i-epohi-vozrozhdeniya-v-2-ch-chast-1-srednie-veka-433198

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Акопян В. З., Зюзин В. В., Лебедев Г. Ю. - ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ФРАНЦИЯ. ИСПАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 381с. - ISBN: 978-5-534-10019-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-stran-zapadnoy-evropy-v-2-ch-chast-2-franciya-ispaniya-429138
  • Звиревич В. Т. ; под науч. ред. Пургина С.П. - ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-02817-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/drevnyaya-i-srednevekovaya-filosofiya-438052
  • Кудрявцев А. Е. - ИСПАНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 220с. - ISBN: 978-5-534-05831-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ispaniya-v-srednie-veka-410442
  • Кулишер И. М. - ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЫТА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 2 Т. ТОМ 1. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 384с. - ISBN: 978-5-534-09611-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-ekonomicheskogo-byta-zapadnoy-evropy-v-2-t-tom-1-srednevekove-428190
  • Кутепов В. А., Грымзин К. А., Масляков В. А. - ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 291с. - ISBN: 978-5-534-11777-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/voennaya-istoriya-446143