• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ecological history

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Экологическая история» направлена на знакомство студентов с историей взаимодействия человеческого социума и окружающей среды, взаимовлияние и детерминизм. В дисциплине рассматриваются следующие вопросы: историография и история выделения экологической истории (environmental history), условия взаимовлияния природы и социума, стратегии адаптации человека в природных условиях в периоды экологически стабильные и в условиях катастроф; история плейстоцена - голоцена и человеческая эволюция, влияние климатических колебаний на ход исторического развития и видовое разнообразие рода Homo, изменения моделей производства и потребления для увеличения экологической емкости территорий, демография и экология, влияние технологических революций на экологию.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цельюосвоения дисциплины «Экологическая история» являются:  дать теоретические и эмпирические знания по системе взаимоотношений между человеком и природой в историческом контексте;  дать обзор долгосрочных исторических процессов взаимодействия между человеческими обществами и природными условиями и основные закономерности взаимодействия между человеком и природой;  показать роль и последствия природного и антропогенного воздействия на окружающую среду и человека
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует понимание взаимосвязи модернизации и катастрофических изменений в экологии
  • Демонстрирует знания об этапах формирования предметной области экологической истории, основных дискуссиях и современном этапе развития
  • Демонстрирует знание об преобразующей деятельности человека и изменений им своей среды обитания.
  • Демонстрирует знания о экстенсивных и интенсивных способов использования природных ресурсов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел №1. Экологическая история: формирование предметной области
    Тема 1. Энвайроментальная археология в 1950-60-ых Кризис археологии 1940-50-ых. Гиперскептицизм в археологии. Появление энвайронментализма (Г. Кларк, Э.Хиггс, О. Крофорд, Г.Ю. Эггерс.). Первые археологичекие исследования в контексте экологического пространства (Э. Хиггс, Роупер). Пространственный анализ. Теория неолитической революции (В.Г. Чайлд). Системно-экологический подход (К. Флэннери). Экоархеологические эксперименты. Теория первичной экологической реконструкции. Полилинейная культурная эволюция. Теория экстрасоматической адаптации (К. Крамли). Тема 2. Рождение экологической истории. Экологический поворот в истории в 1970ые (Р. Нэш, У. Джекобс, Р.О. Коллинз). Научная деятельность Д. Уорстер. Предметная область экологической истории. Основные проблемные области исследования в области экологической истории: переход от охотников-собирателей к оседлому ведения хозяйства, колониальная экспансия и экологические изменения, модернизация и урбанизация и ее последствия и изменения представлений о природе в ходе исторического развития. Теория экологического детерминизма. Развитие экологическое истории в Германии (Й. Радкау, Х. Кюстер, В.Берингер).
  • Раздел №2. Экономическая история и окружающая среда
    Кочевники охотники-собиратели и мегафауна. Система экологической пассивной адаптации ранних Homo и рост популяции. Охота: от кочевых охотников к системе охотничьих угодий. Рыболовство: подсобное рыболовства, рыболовы кочевники, прибрежное рыболовство. Технологический скачок. Система охотничьих «палов». Переход к производящей экономике в ходе неолитической революции. Начало активной адаптации человека к окружающей природе. Экологические изменения в ходе доместикации животных и окультуривание растений. Наступление на лес, развитие вторичных лесов и пустошей. Антропогенные экологические кризисы. Развитие пастушества. Появление транспортных животных. Теории происхождения номадизма. Классификация номадов: кочевники, полукочевники, отгонное кочевье и яйлажное кочевье. Морские кочевники. Экономика ранних кочевников. Кочевники и степь. Колониализм и его влияние на экологию. Промышленная революция в Англии: «как овцы съели фермеров». Промышленная революция (первая и вторая) и урбанизация в разрезе экологической истории. Экология города. Великие проекты XX в. по преобразованию окружающей среды и их воздействие на экологию (поворот рек, целина и т.д.).
  • Раздел №3. Экологическая история и природные ресурсы
    Биофизическое развитие и энергия. Энергетические ресурсы планеты и их использование человеком на разных этапах исторического развития. Исторические примеры рационального использования ограниченных ресурсов и примеры крушения целых цивилизаций из-за нехватки энергетических ресурсов. Социально-метаболические профили прошлых и настоящих обществ
  • Раздел № 4 .Модернизация и окружающая среда
    Понятие модернизации и ее историческое приложение. Особенности модернизации в разных странах. Экстенсивная и интенсивная модернизация в отношении природных ресурсов. Энергоемкость модернизации. Особенности российской и советской модернизации (индустриализации). Экологическая история города и окружающая среда
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарские занятия
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru/). Обучающийся в указанное в расписание время экзамена на почту получает билет, в котором два задания: одно на анализ публикации (статьи или монографии) по теме "Экологическая история", а второе мини-проект по кейсу. На выполнение данных заданий у студента 24 часа, при сдачи экзамена студент имеет право пользоваться всеми доступными источниками информации, при этом текст должен быть авторским, правила по недопустимости плагиата сохраняются. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Выполненные работы загружаются в проект в lms в течение 24 часов после отправки билетов на почту студента.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Самостоятельная работа + 0.3 * Семинарские занятия + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Рогожина Н.Г. - Экологическая политика развивающихся стран - Издательство "Аспект Пресс" - 2015 - 336с. - ISBN: 978-5-7567-0784-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68720
  • Экологическая конфликтология (предупреждение и разрешение эколого-правовых конфликтов) : монография / О. Л. Дубовик. — Москва : Норма : ИНФРА М, 2019. — 280 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1025087

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дмитриева, И. А. Экологическая безопасность как часть международных отношений : учебное пособие / И. А. Дмитриева, О. В. Шипелик ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. - 73 с. - ISBN 978-5-9275-2697-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1021668 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1021668
  • Экологическая инфраструктура [Электронный ресурс] : учебное пособие / cост. И.О. Лысенко, С.В. Окрут, Т.Г. Зеленская и др. - Ставрополь, 2013. - 120 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=515085