• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Comparative History of Empires in Modern and Contemporary Times

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Сравнительная история империй Нового и Новейшего времени» знакомит студента с техниками и приемами компартивистких исследований. Сравнительная перспектива открывает перед современными исследователями широкое поле сопоставлений и реконструкций социальных миров прошлого. Курс охватывает период изменений европейских государств начинающихся с эпохи Великих географических открытий и продолжающихся до наших дней. Студенты получают возможность соотнести динамику и характер становления, а затем изменений европейских государств нового типа на примере Британской империи, Французской и Российской империй. Основным полем для исторических сопоставления выступает колониальная политика европейских держав. В ходе дискуссий обсуждаются также важные методологические вопросы использования имперской парадигмы в современных исторических исследованиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • уточнение и закрепление базовых знаний по истории XVI-XX вв.
  • получение представления о динамике международных отношений в Новое и новейшее время
  • развитие умения анализировать процессы социальных, культурных и политических изменений методами исторической науки
  • формирование видения глобального контекста европейской истории
  • знакомство с исследовательской практикой применения сравнительно-исторического метода (компаративистики) в контексте теорий модернизации
  • развитие умения корректно использовать понятийный аппарат
  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы, презентации ее результатов, ведения научной дискуссии
  • развитие навыков работы в малых творческих группах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Работа с понятиями и историографией вопроса
  • Сравнивает частные кейсы истории империй.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические аспекты истории империй
    Тема 1. Принципы сравнительного изучения империй. Компаративистика в исторической науке. Империя как категория исторического анализа. Компаративный анализ как общенаучный метод и его применение в различных дисциплинах. Место компаративистики в инструментарии историка. Компаративистика в различных теориях исторического процесса. Условия корректности исторического сравнения. Типы сравнений. Неравномерность исторического развития и стадиальные сравнения. Принцип историзма, модернизация и архаизация. Мифологизированная и реальная преемственность в истории империй. Диахронические соотнесения и политические аллюзии. Сходство и влияние. Тема 2. Новая имперская история: методологии исторических исследований. Когнитивный феномен империи. Критический анализ феномена империи через когнитивный поворот к империи как категории анализа и контекстообразующей системе языков самоописания имперского опыта. «Стратегический эссенциализм» (Энн Стоулер). Компаративистский подход. Стратегический релятивизм. Тема 3. Эвристический потенциал «имперской» парадигмы истории в XXI веке. Переживание имперскости в современной политике. Массовая культура и имперскость. Теория культурного наследия. Культурная память. Виртуальные империи.
  • Частные кейсы истории империй
    Тема 4. Эпоха великих географических открытий: предпосылки формирования империй. Центр и периферия в континентальных и морских империях; последствия территориальной компактности и разобщенности. Наличие колоний как дифференцирующий признак. Дефиниция и коннотации колонии. Типы колоний. Смешанные типы империй. Прямое и косвенное управление имперской периферией. От имперского к полуколониальному статусу. Великие географические открытия и становление морских империй Нового времени. Флот как инструмент глобального присутствия. Морские империи со сложносоставной метрополией. Метрополии-архипелаги. Моря в истории континентальных империй. Испанская колониальная империя. Португальская колониальная империя. Голландская колониальная империя. Тема 5. «Владычица морей» или феномен Британской империи в XVIII-XIX в. Генезис новых имперских идеологий. Экспедиция Кабота. Ирландия, как первая британская колония. Первая британская империя (1583-1783 гг.). Ост-индская компания. Вест-индская компания. Английская работорговля. Вторая Британская империя (1783-1815 гг.). Англо-американская война (Гражданская война в США). «Pax Britannica» (1815-1914 гг.). «Бремя белого человека», как оправдание. Англо-испанское противостояние XVI-XVII вв. Англо-голландские войны XVII-XVIII вв. Сесил Родс и Африканские проекты. Идея империи Роберта Уолпола. Тема 6. Наполеоновский проект построения панъевропейской империи. Великая Французская революция и ее влияние на мировую политике. Просветительский проект. Масонство. Бонапартизм. Бремя просвещенного белого человека. Национализм, как ответ на панъевропейский проект. Тема 7. Трансформация Французской империи в XIX в. Формирование французской колониальной империи. Французский «иностранный легион». Имперские идеи Наполеона III. Крымская война. Управляемое рисорджименто. Возрождение Карл Великого. Героизация прошлого. Имперские основы третьей республики. Образовательная парадигма Ж. Ферри. Аристид Бриан и проект Европейского федеративного союза. Тема 8. Генезис Российской империи в к. XVII-XVIII в. Революция политической сферы в Московском царстве XVII в. Проекты смуты. Самодержавие. Концепция «Москва – третий Рим» и ее развитие. Великая православная империя Алексей Михайловича. Феномен «Пороховой империи». Идейная революция Петра I. Двигающийся фронтир. Русско-турецкие войны XVIII в., через призму имперскости. Конфликт идеологии камерализма и реалий сложносоставной державы. Конструирова ния «имперского государства» наследниками Петра I. Реформы Анны и постепенное обособление государства. Проникновение в Россию просветительского проекта империи. Екатерина II и планомерное конструирование Российской империи по канонам просвещения. Социальная инженерия Российский империи, как развитие политической теории просветителей. Сопротивление имперскости со стороны традиционалистов и модернистов. Тема 9. Российская империя в контексте европейской политики XIX века. Новая историческая ситуация XIX в. Нация как воплощение «общественного блага». Конституционный проект Александра I. Попытка унификации империи. Священный союз. Проект Николая I – моноконфессиональная и моноэтническая империя. Борьба со старообрядчеством. Панславизм. Русификация коренных народов. Имперский национализм. Реформы посткамералистского государства. Великие реформы в контексте попытки реформирования империи. Расширения социальных основ империи. Александр III: русификация и национальный колониализм. Образовательная концепция Н.И. Ильминского. Общественные движения в России и их «бумажные концепции» империи. Народничества и национальный вопрос. Тема 10. Милитаристские практики имперской самоидентификации. Европейский опыт XIX-XX вв. Милитаризм, как политическое и ментальное явление. Российский милитаристский вариант имперской самоидентификации. Немецкий милитаристский вариант имперской самоидентификации. Английский милитаристский вариант имперской самоидентификации. Тема 11. На обломках империи: рождение советского проекта. Великая имперская октябрьская революция. Имперские проекты гражданской войны. Понятие советский проект. Переход от мировой революции к идее построения социализма в отдельно взятой стране. Идея Автономизации. Коренизация и отказ от нее. Советская милитаристская империя. Апогей сталинизма. Тема 12. Трансформация империй в новейшее время: генезис, расцвет и крах тоталитарных режимов. Кризис колониальных систем. Фашистские парадигмы империй. Идеи империи «III Рейха». Деколонизация. Идея содружества. Экономический колониализм. Тема 13. Внутренняя колонизация в России: проблема самоидентификации сообществ с имперским прошлым. Ряд современных исследователей (А. Эткинд, Д. Уффельман и др.) рассматривают не экономическую, а идейно-ментальную сторону внутренней колонизации в России. Поднимаются вопросы об антагонистических отношениях имперского центра и периферии, о взаимных представлениях друг о друге власти и народа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Cамостоятельная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен состоялся в сессии 3 модуля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Cамостоятельная работа + 0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Акопян В. З., Зюзин В. В., Лебедев Г. Ю. - ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ФРАНЦИЯ. ИСПАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 381с. - ISBN: 978-5-534-10019-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-stran-zapadnoy-evropy-v-2-ch-chast-2-franciya-ispaniya-429138
  • Питулько Г. Н., Полохало Ю. Н., Стецкевич Е. С., Шишкин В. В. ; Под ред. Питулько Г.Н. - ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 296с. - ISBN: 978-5-534-01795-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vsemirnaya-istoriya-v-2-ch-chast-2-istoriya-novogo-i-noveyshego-vremeni-434112
  • Под общ. ред. Горбунова А.П., Ермакова В.П., Линца С.И. - ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ГЕРМАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 356с. - ISBN: 978-5-534-10011-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-stran-zapadnoy-evropy-v-2-ch-chast-1-velikobritaniya-germaniya-429137

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 386с. - ISBN: 978-5-9916-9364-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-stran-azii-i-afriki-seredina-xix-seredina-xx-veka-433765
  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 416с. - ISBN: 978-5-9916-9365-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-stran-azii-i-afriki-seredina-xx-nachalo-xxi-veka-433766
  • Под ред. Власова Н.А. - ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 316с. - ISBN: 978-5-534-00862-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-mezhdunarodnyh-otnosheniy-433209