• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Microhistory and the Everyday Life History

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Social Sciences and Humanities (Perm))
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Микроистория и история повседневности» формирует представления о концепции повседневности и микроисторическом подходе, а также их месте в системе социально-гуманитарных наук. Студенты получают знания о жизненном мире, ментальности и других важных категориях истории повседневности. Обучающиеся изучают разные направления истории повседневности и микроистории, учатся применять на практике изучаемые методы микроанализа, отбирать и анализировать источники.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Микроистория и история повседневности» являются: • Сформировать у студентов представления о концепции повседневности и микроисторическом подходе, а также их месте в системе социально-гуманитарных наук; • Дать умения и компетенции, связанные с поиском и использованием науч-ной информации; • Познакомить с возможностями применения концепции повседневности и микроанализа в исторических исследованиях; • Научиться отбирать исторические источники, содержащие информацию о повседневном жизненном мире людей, а также получить навыки микроана-лиза при работе с документами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает разные подходы к изучению повседневности
  • Умеет применять методологии на практике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Разные подходы к изучению повседневности
    Тема 1 Концепция повседневности и историческая наука Развитие исторической науки в XX в. Концепция «повседневности» и микроистория. Трактовки идеи повседневности в современной исторической науке. Философские и социологические истоки концепта «повседневность». Учение Э. Гуссереля. «Понимающая социология» М. Вебера. Феноменологическая социология А. Шюца, П. Бергера и Т. Лукмана. Идея жизненного мира как интерсубъективной реальности. Структура повседневности. Тема 2. Антропологический поворот в исторической науке. Школа «Анналов» Антропологический поворот в исторической науке. М. Блок и Л. Февр. Возникновение идеи «ментальности». Междисциплинарный подход. Концепция «повседневности» в трактовке Фернана Броделя. Историческая антропология школы «Анналов». Жак Ле Гофф. Концепция «цивилизации средневекового Запада». Э. Ле Руа Ладюри, его реконструкция повседневности южнофранцузких крестьян деревни Монтайю. Р. Шартье – новая культурная история. Тема 3. Жизненный мир человека традиционного общества в работах отечественных исследователей Работы А.Я. Гуревича, его научная школа. Исследования западноевропейского средневековья. История «безмолвствующего меньшинства». Концепция «крестьянской цивилизации». Работы Ю.Л. Бессмертного. Альманахи «Одиссей. Человек в истории» и «Казус. Индивидуальное и уникальное в истории». Современное состояние изучения повседневности европейского средневековья: проблемы и открытия. Повседневность русского средневековья в работах А.Л. Юрганова. Задание: 1. Соотношение индивида и общества в средневековой Франции. 2. Опишите социальную стратификацию Франции. 3. Нотариальные акты как исторический источник. 4. Найдите документы по советской истории, которые могли бы дать аналогичную информацию. Тема 4. Семиотика и изучение истории повседневности Семиотика и ее методы. Р. Барт и У. Эко. Знак и символ. Тартуско-московская школа семиотики. Понятие семиосферы. Средневековая культура в работах Б. Успенского и Ю. Лотмана. Семиотическая реконструкция представлений о царской власти, самозванчестве, антиповедении и др. Изучение повседневности русского дворянства. Интерпретативная антропология К. Гирца. Концепция «насыщенного описания».
  • Раздел 2. Микроистория и изучение жизненного мира.
    Тема 5. Микроистория как способ исторического познания Социальная история и микроистория. Повседневность и микроистория. Происхож-дение термина и первые исследования. Национальные школы микроистории. Итальянская школа. «Уликовая парадигма» К. Гинзбурга. Исследование казуса. Дж. Леви. С. Черутти. Германская школа. Микроисследования во Франции и США. Социальный и культурный подходы в микроистории. Проблема взаимодействия микро- и макро-уровней социальных процессов; индивидуального и стереотипного в истории. Конфликт и «несериальные» факты как «улики» в микроисследовании. Биографические исследования. Микроистория в российской исторической науке. Тема 6. Исследование повседневности и проблема источников Реконструкция повседневного жизненного мира и проблема отбора источников. Работа с архивными фондами. Источники личного происхождения. «Отвергнутые» доку-менты (на примере материалов инквизиции или допросов жертв сталинских репрессий). «Аномальный» источник и изучение казусов. Визуальные документы. Историк и создание новых источников. Качественные методы исследования. Исследовательское интервью. Тема 7. Жизненный мир советских граждан в работах современных исследователей Традиции изучения СССР в зарубежной и отечественной исторической науке. Сложности исследования советской повседневности. Опыт исследования рево-люционного периода. Повседневность сталинской эпохи. Жизненные миры рабочих, колхозников, заключенных, служащих и номенклатуры. Стиляги. Трансформации повседневности в период «оттепели». Жизненные миры позднесоветского общества. Перестройка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен состоялся в сессии 3 модуля.
  • неблокирующий Семинарские занятия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Домашнее задание + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.3 * Семинарские занятия + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Капкан М. В.-КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-108-Авторский учебник-978-5-534-08422-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/kultura-povsednevnosti-438579
  • Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю: Научно-популярное / Лебина Н. - М.:НЛО, 2015. - 488 с.: . - (Культура повседневности) ISBN 978-5-4448-0253-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/977533

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Тырыгина В.А. — Мы и наша повседневная жизнь. We and our day-to-day life: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - ISBN: 978-5-9765-1458-4 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/119444
  • Виноградский, В.Г. «Голоса снизу»: дискурсы сельской повседневности / В. Виноградский. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. - 320 с. - ISBN 978-5-7749-1294-0. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1042616
  • Повседневная жизнь в Северной Корее / Демик Б. - М.:Альпина нон-фикшн, 2016. - 428 с.: ISBN 978-5-91671-266-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915951
  • Повседневная жизнь советского человека в эпоху НЭПа: историографический анализ : монография / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 148 + II с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/8136. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/757919
  • Повседневная жизнь советского человека в эпоху НЭПа: историографический анализ : монография / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. — 148 + II с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/8136. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/950875
  • Повседневная жизнь советского человека в эпоху НЭПа: историографический анализ: Монография/А.Б.Оришев, В.Н.Тарасенко - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль) (Обложка) ISBN 978-5-369-01460-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/514417
  • Правовое положение, труд и повседневная жизнь детей во второй половине XIX — начале XX века : монография / И.В. Синова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 280 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5b64323c29ca30.92164653. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/952146
  • Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти : монография / А.Н. Олейник. — М. : ИНФРА-М, 2017. — XIV, 418 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768137