• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Source Study and Historical Information Resources

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Social Sciences and Humanities (Perm))
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории» является приобретение знаний о развитии источниковедения как специальной отрасли исторической науки, комплексе исторических источников по отечественной истории, об их информационном потенциале; умений поиска, отбора и использования разных видов источников. В результате освоения дисциплины студент должен знать этапы развития источниковедения, проблемы современного исторического источниковедения и дисциплин источниковедческого цикла, типологию и этапы эволюции корпуса исторических источников; теоретические концепты, научный инструментарий и понятийно-категориальным аппарат, особенности поиска разных типов источников и работы с ними; уметь проводить научный поиск в архивах, музеях, библиотеках, Интернете и электронных базах, анализировать и интерпретировать исторические источники различных типов и видов, атрибутировать, датировать, критически оценивать источник, владеть навыками компаративного анализа, работать с источниками разных видов, описать особенности комплекса источников по периоду или проблеме; находить в источниках, анализировать и представлять фактические данные об исторических процессах и явлениях; представлять результаты источниковедческой работы в устной и письменной формах, использовать понятийный аппарат; иметь навыки внутренней и внешней критики источников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение знаний о развитии источниковедения как специальной отрасли исторической науки, комплексе исторических источников по отечественной истории, об их информационном потенциале, формирование умений, связанных с поиском, отбором и использованием в историческом исследовании разных видов источников.
  • Приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию уважительного отношения к архивным и музейным коллекциям как ценному культурному наследию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает особенности и основные источниковедческие приемы работы с письменными источниками российской истории XX вв., уметь атрибутировать, датировать, анализировать и интерпретировать их.
  • Знает особенности и основные источниковедческие приемы работы с периодической печатью, уметь атрибутировать, датировать, анализировать и интерпретировать их
  • Знает особенности и основные источниковедческие приемы работы с источниками личного происхождения, умеет атрибутировать, датировать, анализировать и интерпретировать их
  • Знает особенности и основные источниковедческие приемы работы с визуальными источниками, умеет датировать, анализировать и интерпретировать их
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 5. Источники по отечественной истории XX в.
    Тема 18. Общая характеристика источников Новейшего времени. Влияние массовой культуры на количество и содержание источников. Тема 19. Законодательство советского периода в контексте источниковедения. Тема 20. Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 г. как исторический источник. Тема 21. Делопроизводственные материалы и статистика советского периода в контексте источниковедения. Тема 22. Публицистика и художественная литература советского периода в контексте источниковедения.
  • Раздел 6. Периодическая печать как исторический источник.
    Тема 23. Функции периодической печати. Зарождение периодической печати в Западной Европе и России. Периодическая печать в России XVIII-XIX вв. в контексте источниковедения. Цензура как фактор развития периодической печати в Российской империи. Тема 24. Периодическая печать конца XIX – начале XX вв. в России в контексте источниковедения. Влияние революции 1905-1907 гг. на развитие периодической печати в России. Тема 25. Периодическая печать советского периода в контексте источниковедения. Цензура как фактор развития периодической печати в СССР. Тема 26. Особенности периодической печати постсоветского периода в контексте источниковедения.
  • Раздел 7. Источники личного происхождения.
    Тема 27. Общие проблемы использования эго-документов в исторических исследованиях. Тема 28. Источники личного происхождения XVIII-начала XX века. Дневники, мемуары и частная переписка как исторический источник. Тема 29. Трансформация источников личного происхождения в XX веке. Факторы, влиявшие на развитие эго-документов в СССР. Тема 30. Письма и дневники советского периода как исторический источник. Тема 31. Воспоминания (мемуары) советского периода как исторический источник. Тема.32. Электронные ресурсы источников личного происхождения. Проблемы и перспективы использования в исторических исследованиях.
  • Раздел 8. Визуальные источники.
    Тема 33. «Визуальный поворот» в исторической науке. Методы работы историка с изображением. Тема 34. История зарождения и развитие фотографии в контексте источниковедения. Фотография как исторический источник. Тема 35. Фотографические изображения второй половины XIX – начала XX в. как исторический источник. Тема 36. История фотографии в СССР. Отражение реальности и пропаганда. Тема 37. Художественные изображения в контексте источниковедения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Дистанционные испытания НИУ ВШЭ, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим техническим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf Для участия в экзамене студент обязан поставить на аватар фотографию, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, вставать с места, пользоваться любыми сторонними материалами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русина Ю. А. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-9916-9805-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istochnikovedeniya-438076

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки: Учебное пособие / И.В. Григорьева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-005133-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/237540
  • Ключевский В. О. - ДРЕВНЕРУССКИЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-534-09853-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/drevnerusskie-zhitiya-svyatyh-kak-istoricheskiy-istochnik-428780
  • Лаппо-Данилевский А.С. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 315с. - ISBN: 978-5-534-07072-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-2-metody-istoricheskogo-izucheniya-420752
  • Присёлков М. Д. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ XI—XV ВЕКОВ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 260с. - ISBN: 978-5-534-06444-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-letopisaniya-xi-xv-vv-411763
  • Русина Ю. А. - ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 234с. - ISBN: 978-5-534-00431-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istochnikovedenie-noveyshey-istorii-rossii-438077
  • Теория и методология истории: Учебное пособие / Потемкина М.Н., - 2-е изд. - М.:РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 200 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-369-01351-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/460120
  • Цеменкова С. И. ; под науч. ред. Мазур Л.Н. - АРХИВОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ АРХИВОВ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 153с. - ISBN: 978-5-534-10241-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arhivovedenie-istoriya-arhivov-rossii-s-drevneyshih-vremen-do-nachala-hh-veka-442483