• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Safe Living Basics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
1
ECTS credits
Delivered at:
Department of Physical Training
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» способствуют формированию у студентов основ знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, учитывая особенности их проявления в России и Пермском крае; понятий о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; навыков безопасного взаимодействия со средой обитания (учебной, бытовой, городской, природной) и правильных действий в вопросах защиты от негативных факторов влияния различных сфер среды обитания. В результате освоения учебной дисциплины, студенты должны: Знать: • условия проживания в системе «человек - среда обитания»; • нормативные, правовые и организационные положения Федеральных законов и постановлений Правительства РФ по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей; • общие сведения о чрезвычайных ситуациях мирного времени и их последствиях; • причины возникновения техногенных, природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций, влияние на организм человека неблагоприятных факторов производственной и жилой среды; • основы организации и осуществления мероприятий по защите сотрудников учреждений, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; • порядок подготовки персонала предприятия в области предупреждения влияния неблагоприятных факторов среды обитания и защиты от их проявления; • понятие психологическая безопасность, основные понятия психологии стресса, способы регуляции и саморегуляции стрессовых состояний; • особенности организации учебного процесса в НИУ ВШЭ – Пермь, возможности, которые есть в НИУ ВШЭ для успешного обучения, приобретения необходимых компетенций и самореализации; • особенности работы в локальной компьютерной сети НИУ ВШЭ – Пермь, библиотеки НИУ ВШЭ – Пермь, информационную образовательную среду НИУ ВШЭ (LMS). • Уметь: • применять на практике положения руководящих документов в области защиты от чрезвычайных ситуаций; • осуществлять мероприятия по выявлению и недопущению негативного влияния некоторых факторов среды обитания на жизнь и здоровье персонала предприятия, а при их возникновении – по защите людей и ликвидации последствий; • применять средства индивидуальной и коллективной защиты; • обеспечивать меры безопасности работников объектов при выполнении ими функциональных обязанностей; • организовывать и проводить, при необходимости, занятия с работниками организаций и с населением по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций; • качественно выполнять учебные и профессиональные задачи, используя знания в области психологии стресса и саморегуляции; • применять на практике основные положения по организации учебного процесса НИУ ВШЭ. Иметь навыки (приобрести опыт): • практического использования средств индивидуальной защиты; • организации работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; • регуляции и саморегуляции стрессовых состояний;
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются: • формирование у студентов основ знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, возможностях их возникновения (учитывая особенности проявления в России и Пермском крае); о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; • формирование у студентов навыков безопасного взаимодействия со средой обитания (учебной, бытовой, городской, природной) и правильных действий в вопросах защиты от негативных факторов влияния различных сфер среды обитания; • знакомство студентов 1 курса с особенностями организации учебного процесса в НИУ ВШЭ – Пермь, формирование представления о возможностях, которые есть в НИУ ВШЭ для успешного обучения, приобретения необходимых компетенций и самореализации В области воспитания личности целью изучения данной дисциплины является – формирование необходимых выпускнику социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности. Уметь поддерживать безопасные условия жизнедеятельности в том числе и при возникновении чрезвычайных ситуаций, Следовать установленным правилам поведения в случае ЧС.
  • Достичь умения поддерживать безопасные условия жизнедеятельности в социальной среде и в вузе, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные правила поведения в социальной среде
  • Знает и умеет пользоваться информационными ресурсами НИУ ВШЭ
  • Знает основные положения руководящих документов, регламентирующих учебный процесс в вузе
  • Знает основные правила поведения студента в стенах НИУ ВШЭ Пермь
  • Знаком с основными общественными организациями вуза, особенностями корпоративного взаимодействия
  • Готов использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
  • Готов пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
  • Планирует жизнедеятельность в городе с учетом требований защиты труда и правил безопасности в транспорте и общественных пространствах
  • Готов создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.Безопасность жизнедеятельности студента, как жителя России
    Тема1. Биосфера – ее строение: литосфера, гидросфера, атмосфера. Экологические факторы воздействия на организм человека: абиотические, биотические, антропогенные. Отрицательное воздействие человека на окружающую среду. Негативное влияние этого воздействия на жизнедеятельность самого человека. Тема 2. Основные опасности (угрозы) жизнедеятельности человека на территории России, Пермского края. Оценка опасностей военного характера. Источники военной опасности. Создание новейших средств поражения на новых физических принципах. Характерные особенности современных войн. Опасности террористического характера. Сущность и характерные черты современного терроризма. Его истоки, виды и масштабы. Способы осуществления террористических актов. Возможные опасности техногенного характера. Состояние техногенной безопасности в РФ и Пермском крае. Возможные ситуации природного характера (стихийные бедствия). Экологические угрозы. Сущность экологического кризиса и его причины. Опасности биолого-социального и гуманитарного характера. Возможные массовые заболевания, рост риска смертности по социальным причинам. Чрезвычайные ситуации криминального характера и защита от них. Тема 3. Теоретические аспекты чрезвычайных ситуаций. Нормативно-правовые акты РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Федеральные законы, Постановления Правительства РФ). Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Режимы функционирования РСЧС. Роль и место гражданской обороны в решении задач РСЧС
  • Раздел 2.Информационная среда НИУ ВШЭ
    Локальная компьютерная сеть НИУ ВШЭ: структура, правила работы, платные услуги. Интернет: условия доступа, электронная почта, сайты НИУ ВШЭ и НИУ ВШЭ – Пермь, форумы. Информационная образовательная среда НИУ ВШЭ Информационная образовательная среда Learning Management System (LMS): общая характеристика, регистрация, правила работы. Библиотека НИУ ВШЭ – Пермь: структура, раздел на сайте НИУ ВШЭ – Пермь, электронный каталог. Подписка НИУ ВШЭ на электронные ресурсы: общая характеристика, правила доступа, лицензионные соглашение
  • Раздел 3.Студенты в академическом пространстве НИУ ВШЭ
    Правила внутреннего распорядка НИУ ВШЭ: за что можно быть отчисленным? Положение о контроле знаний: что, где, когда? Учебные планы: зачем они нужны? Курсовая работа: важные мелочи? Что делать, если Вас отчисляют: процесс отчисления, обучение по ИУП, восстановление, перевод. Стипендии НИУ ВШЭ: виды, документы, сроки. Европейское приложение к диплому: для тех, кто хочет уехать учиться в Harvard University.Функции деканата: когда и зачем приходить? Академическая мобильность студентов: все, что Вы хотели знать об обучении в зарубежных университетах. Академическая карьера в университете: был студентом – стал преподавателем или исследователем. 3нает виды и особенности ЧС природного и техногенного характера, террористической угрозы, угрозы в общественном транспорте и в университете;Экономисты и историки "должны обладать способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
  • Раздел 4.Правила выживания в университете, как сложной системе
    Роль и место медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях. Основные поражающие факторы ЧС и последствия их воздействия на организм человека. Механическая (динамическая) травма. Утопление. Температурная травма. Радиационные поражения. Электротравма. Поражения аварийно химически опасными веществами. Заражение окружающей среды бактериальными средствами. Реанимация. Правила транспортировки пораженных. Специальная обработка. Медицинские средства индивидуальной защиты. Психоэмоциональное воздействие неблагоприятных факторов чрезвычайных ситуаций.Массовые беспорядки. Город как среда повышенной опасности. Толпа, виды толпы. Паника. Кража. Мошенничество. Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье. Нападение на улице. Приставания пьяного. Изнасилование. Нападение в автомобиле. Опасность во время ночной остановки. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей. Необходимая самооборона в криминальных ситуациях. Коррупция как социальное явление. Опасности, вызываемые коррумпированностью представителей власти. Способы противостояния бытовой коррупции. Погромы. Массовые зрелища и праздники. Безопасность в толпе.Основные структуры и службы в НИУ ВШЭ – Пермь, их расположение, правила обращения в них студентов.
  • Раздел 5. Корпоративная культура. Волонтёрство.
    В рамках культуры ВШЭ студенты пользуются этическими нормами взаимодействия м построения бесконфликтного взаимодействия. В кампусе приветствуется волонтёрство, как добровольная и инициативная деятельность по решению социальных проблем.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Контрольная работа + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Безопасность жизнедеятельности: Учебник / В.Н. Коханов, Л.Д. Емельянова, П.А. Некрасов. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 400 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006522-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/395770

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов, Сергеев, В.С., 2018
  • Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Сидоров А.И., ред. — Москва : КноРус, 2017. — 610 с. — (для бакалавров и специалистов). — ISBN 978-5-406-05571-7. — URL: https://book.ru/book/920822. — Текст : электронный.
  • Каракеян В. И., Никулина И. М.-БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-313-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-05849-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-431714
  • Под общ. ред. Вишнякова Я.Д.-БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-249-Высшее образование-978-5-534-02481-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-praktikum-433085